Не только в праздники: как нанимать персонал в периоды пиковых нагрузок
В мире товаров и услуг компании сталкиваются с необходимостью эффективно справляться с пиковыми нагрузками, когда спрос на товары и услуги значительно возрастает. В такие периоды набор временного персонала становится неотъемлемой частью успешного управления бизнесом. Но как нанимать исполнителей в пиковые нагрузки, чтобы обеспечить эффективность и производительность? Рассказывает Александр Короб, СЕО платформы для поиска подработки Tempi.
Пиковые нагрузки — это периоды времени, когда товары и услуги пользуются наибольшим спросом. Основной ажиотаж приходится на праздники, а страдают сферы хореки, логистики и ретейла. К примеру, в преддверии 14 февраля один из наших клиентов — агентство шаров и подарков — испытывает сильную нехватку курьеров и сборщиков. Если в среднем количество заказов в день — около восьми, то к праздникам их число увеличивается до 50. Линейный персонал не справляется, приходится отменять доставки. Бизнес теряет деньги, а клиенты теряют хорошее настроение.
С пиковыми нагрузками компании сталкиваются не только по праздникам. Например, многие сервисы доставки еды часто проводят различные акции: от внутренних промокодов до «чёрных пятниц». Конверсия растёт, приложения терпят сбои, а штатные курьеры не успевают доставлять заказы. Возникает необходимость во временном линейном персонале, исполнителях, которые своевременно приходят на помощь.
Почему временный персонал так важен
Анализ пиковых периодов позволяет определить объём дополнительного персонала, необходимого для компенсации увеличенной нагрузки. Набор временных исполнителей помогает бизнесу эффективно справляться с пиками спроса и избегать падения качества обслуживания. Но какие ещё плюсы можно найти?
Гибкость.
Одна из основных причин важности временного линейного персонала — его гибкость. Бизнесам нередко приходится приспосабливаться к меняющимся внешним факторам, особенно если успех компании напрямую зависит от пиковых нагрузок.
Меньше затрат.
Безусловно, использовать временный линейный персонал гораздо проще, чем держать постоянный штат. Работодателю не нужно предоставлять исполнителям дополнительные льготы, сильно беспокоиться о налоговых издержках (особенно если исполнители находятся в статусе самозанятого).
Тест-драйв исполнителя.
Использование временного линейного персонала может быстро перейти в долгосрочное сотрудничество. Если исполнитель хорошо себя показал, а компания готова рассмотреть его кандидатуру в постоянный штат, вполне возможно, что метч произойдёт. Такая практика распространена среди организаций общепита. Мы часто встречали людей, которые устраивались барменами или официантами только для подработки, а затем обосновывались в заведениях надолго.
Управление временным персоналом — настоящее мастерство. Но как найти тех синих воротничков, которые точно будут надёжными и исполнительными?
Как найти и удержать синего воротничка
Рассмотрим условия, при которых бизнес может нанимать исполнителя самостоятельно.
• Проанализируйте пиковые нагрузки в компании
Анализ периодов пиковых нагрузок — важный шаг для бизнеса, который позволит эффективно планировать свои ресурсы и обеспечивать непрерывное функционирование. Провести его нужно заранее, особенно если вы специализируетесь на сфере услуг.
Во-первых, следует использовать инструменты мониторинга и аналитики, которые помогут отслеживать и анализировать объёмы трафика и загрузки в разные периоды времени. С помощью таких инструментов можно определить часы или дни, когда происходит наибольшая активность пользователей или клиентов.
Во-вторых, стоит изучить данные о прошлых периодах пиковых нагрузок. Анализ архивных данных может помочь в определении паттернов или трендов, которые повторяются из года в год или из месяца в месяц.
В-третьих, следует обратить внимание на факторы, которые могут привести к повышенной нагрузке на бизнес. Это могут быть сезонные изменения, акции, рекламные кампании или даже публикация статьи или видео, которые могут привлечь большое количество посетителей. Прогнозирование поможет быть готовым к пиковым нагрузкам и предотвратить возможные проблемы с доступностью ресурсов или качеством обслуживания.
• Оцените потребности компании
Перед тем как приступить к поиску временных исполнителей, важно провести оценку потребностей вашей компании во время пиковых нагрузок. Определите, сколько именно временных работников вам требуется и какими навыками и квалификацией они должны обладать. Обязательно учитывайте факторы риска не только в пиковые, но и в неравномерные нагрузки, поскольку линейный персонал подвержен человеческому фактору. Кто-то может заболеть, уйти в отпуск и т. д.
• Разработайте привлекательное предложение
Временным исполнителям может быть сложно принять предложение работы на ограниченный срок, несмотря на то что подработка — их основная цель. Конкуренция на рынке есть всегда, поэтому важно предложить самый выгодный вариант. Укажите все нюансы: график, зарплата, возможность дальнейшего трудоустройства, географические рамки смен и т. д.
• Обращайте внимание на закрывающие документы
Это особенно важно для тех, кто сотрудничает с самозанятыми. Следите, чтобы был заключён договор ГПХ или акт об оказании услуг, а чек, который предоставляется исполнителем после смены, соответствовал дате и заработной плате.
• Сотрудничайте с местными учебными заведениями
Студенты — «целевая аудитория» подработки. Сотрудничество с вузами и ссузами позволит не только найти исполнителей, но и повысить своё влияние среди других компаний.
• Создайте реферальные программы для линейного персонала
Многие компании используют реферальные программы для удержания штатных сотрудников и привлечения новых. Это отлично работает и для временной занятости в сферах хореки, ретейла и логистики. Предложите своим сотрудникам бонусы по типу «приведи друга, получи надбавку». Это будет мотивировать штат найти идеального кандидата на пиковые нагрузки.
Набор временного персонала в периоды больших нагрузок — важный аспект успешного управления бизнесом. Это помогает поддерживать эффективность и производительность компании во время пиковых периодов и гибко реагировать на изменения спроса. Задумайтесь, возможно, именно временный персонал — идеальный способ организации трудовых отношений, а содержать постоянный штат совсем не обязательно.
✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru↩ К другим статьям