Решением единым: как нейросети могут комплексно модернизировать работу бэк-офиса
Благодаря многочисленным трендам и флешмобам в соцсетях только напрочь отрезанный от интернета человек не в курсе, что ИИ может сгенерировать практически что угодно: от котиков в стилистике вселенной Гарри Поттера до вполне сносной дипломной работы. Но есть ли что-то полезное для бизнеса в этом нейросетевом океане, помимо бесплатных картинок и не всегда безупречного качества текстов?
Было бы большим преувеличением считать, что терабайты контента ежедневно генерятся нейросетями исключительно для развлечения публики: стоит вспомнить, какую значительную прокачку получили системы распознавания лиц благодаря пользователям, пару лет развлекавшимся в FaceApp, состаривая или модернизируя свои личные фото, попутно пополняя базы данных миллиардами снимков. Сегодня же эти технологии используются и для безналичной оплаты, и для розыска пропавших, и для поимки правонарушителей.
Не остаётся в стороне от достижений технического прогресса и бизнес: сегодня искусственный интеллект из категории развлечений всё увереннее переходит в статус привычного и даже необходимого инструмента оптимизации периферийных процессов. Действительно, преимущества от его использования огромны: от автоматизации рутинных задач до формирования многофакторной аналитики и максимально точных прогнозов. Оценка перспектив и критериев предоставления персонализированного обслуживания клиентов без использования ИИ становится признаком отставания от технологий, недоиспользованности имеющихся ресурсов, недооптимизированности и прочих «недо». Иными словами, негигиеничной для серьёзного бизнеса системой координат.
Инструменты автоматизации и оптимизации процессов в бэк-офисах сейчас вышли на совершенно новый уровень. Проектные команды и эксперты-аутсорсеры, работающие на перенастройке процессов, получили мощнейшего нового союзника и помощника — нейросети, которые в умелых руках могут пригодиться (и уже активно используются коллегами) в поддерживающих процессах на самых разных направлениях деятельности компании: в работе бухгалтерии, отдела закупок, HR-отдела, отдела продаж, маркетинга и т. д.
Что же это за «волшебные таблетки», которые позволяют снизить стоимость перенастройки и автоматизации процессов в бэк-офисе или общем центре обслуживания компании за счет использования ИИ, не требующего ни отпусков, ни соцпакета? На каких участках на сегодняшний день лучше всего реализована мечта о пресловутом «вкалывают роботы, а не человек»? Давайте разбираться.
Роботизация части HR-функций
- Нейросети позволяют автоматизировать процесс подбора персонала: они анализируют резюме кандидатов, оценивают их навыки и опыт, а также соответствие требованиям вакансии.
- Анализируют и данные об эффективности сотрудников. Сегодня можно обсчитать и заложить в KPI критерии для всех. Даже для самых-самых творческих личностей и позиций.
- Помогают растить сотрудников внутри компании, улучшая их опыт. ИИ подвергает оценке данные о производительности, навыках и предпочтениях людей, чтобы предложить им наиболее релевантные и полезные обучающие модули и возможности роста; создаёт или подбирает персонализированные обучающие программы, выдвигая предложения по развитию карьеры и оптимальному обращению с кадровым ресурсом в целом.
- Чат-боты совершенно нового уровня: помимо ответов на вопросы сотрудников, информирования о политике компании, бенефитах и процессах, нейросети способны параллельно оценивать многие поведенческие факторы и внешние проявления, фактически проводя экспресс-диагностику психоэмоционального состояния пользователей корпоративных систем. Много ли HR-менеджеров подкованы в этой сфере?
В результате время, затрачиваемое на отбор кандидатов, сокращается, а точность подбора повышается, так как путём обработки огромных объёмов данных ИИ, лишённый «замыленного взгляда», не только быстро сканирует и анализирует резюме, но и учитывает не всегда очевидные для самой компании требования и предпочтения к новичкам. А главное в работе HR-отдела при подборе что? Найти не только лучших, но и подходящих, тех, кто однозначно впишется в коллектив. Плюс возможность раннего обнаружения сигналов стресса или недовольства среди сотрудников и, следовательно, активных действий для поддержки и повышения их благополучия, развития в компании и доступа к информации — путь к снижению текучки и нагрузки на HR-специалистов.
Нейросети в работе бухгалтерии
- Отлично показали себя для автоматического распознавания и классификации финансовых документов: счетов, накладных, квитанций, — а также для оценки корректности их оформления.
- Применяются для автоматизации процесса обработки бухгалтерских документов. Системы оптического распознавания символов (OCR) и машинного обучения позволяют ИИ читать, классифицировать и извлекать нужную информацию из документов, что опять же ускоряет и улучшает точность обработки данных.
- Помогают оптимизировать бухгалтерский учёт: используются для автоматического сбора и обработки данных, проверки и анализа финансовых транзакций, создания отчётов, составления бюджетов и прогнозирования.
- Улучшают обслуживание клиентов в бухгалтерии в целом: системы чат-ботов и голосовых помощников, основанные на ИИ, позволяют получать ответы на большинство вопросов и обращений, обеспечивают круглосуточную поддержку и консультации в режиме реального времени. Даже в новогоднюю ночь. И да, такие кейсы тоже бывают!
Итого: минус время и усилия на ручной ввод данных, ниже вероятность ошибок, выше уровень удовлетворённости клиентов за счёт бесперебойной коммуникации. Профит! И всё это позволяет бухгалтерам сосредоточиться на анализе и стратегическом планировании, оставив рутинные задачи нейросети.
ИИ в помощь отделу закупок
- Искусственный интеллект анализирует данные о спросе и продажах готовой продукции компании, чтобы предсказать её предстоящие потребности.
- Содействует, таким образом, прогнозированию потребностей и поддержанию необходимого уровня запасов.
- Может быстро и эффективно искать ТМЦ и услуги на рынке, обрабатывая колоссальные объёмы информации.
- Способствует чёткому соблюдению сроков поставок.
- Применяется для оптимизации процесса закупок. Такие кейсы в России уже есть, например, у крупнейшей электронной торговой площадки страны B2B-Center, которая запустила рекомендательный сервис, использующий принцип персонализированного интеллектуального подбора закупок с учётом поведения и профиля компаний-поставщиков.
На практике имеется ещё один приятный бонус: нет несвоевременных перерасходов средств, ведь ИИ анализирует ещё и рыночные цены. Отсутствует нерациональное использование складских помещений и транспорта — здесь отдельное спасибо нейросетям ещё и от логистов.
Искусственный интеллект в маркетинге, продажах и на страже качества
- Вездесущие и всё подмечающие нейросети используются для анализа данных о клиентах и предсказания их поведения: помогут определить наиболее перспективных, предскажут вероятность отклика той или иной целевой группы на маркетинговые кампании.
- Они обеспечивают непрерывный автоматический анализ качества продукции или услуг: собирают данные о браке, отклонениях от стандартов и других показателей качества, предлагая рекомендации по их устранению прежде, чем это становится проблемой в коммуникации с покупателями или заказчиками.
- Способствуют улучшению контроля качества, уменьшению количества дефектов, а значит, позволяют снижать издержки и содействуют развитию вашего продукта.
- Дают отделу продаж возможность сосредоточить усилия на наиболее перспективных клиентах и повысить эффективность своей работы как в контексте финансового плана, так и в коммуникациях с партнёрами.
Какой вывод можно сделать? В умелых руках нейросети — это мощный инструмент автоматизации и оптимизации работы самых различных отделов компании, друг, позволяющий сократить время, затрачиваемое на рутинные задачи, и повысить общую эффективность работы.
При этом эксперты нашей компании, применяющие всё вышеперечисленное при работе на клиентских проектах, не считают, что в ближайшие десятилетия искусственный интеллект сможет составить серьёзную конкуренцию профессиональным консалтерам и аутсорсерам. Ведь вникнуть в специфику процессов конкретного бизнеса на этапе оценки потребностей компании-заказчика, дизайна оптимальных цепочек или реинжиниринга, при этом учесть человеческий фактор и множество переменных в проектных командах, сделать так, чтобы всё работало, не разрушая при этом уникальную идентичность клиента, — это совсем не тот опыт, который можно было бы просто описать и закачать в базу данных для дальнейшего использования роботом. Однако специалисты, умеющие всё это делать, что называется, в ручном режиме, ставшие профи «в полях», сейчас получили такой инструмент, как нейросети, как благо, и могут стать для него непревзойдённым, но и необходимым наставником и руководителем. А уж использовать этот условный микроскоп для забивания гвоздей, генерируя бесконечный поток картинок и шуток, или же по его прямому назначению — это вопрос приоритетов и задач. Наш же приоритет — лучший клиентский сервис, основанный на инновациях.
✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru↩ К другим статьям