Почему корпоративный спорт не работает и как это исправить?
Забота о здоровье сотрудников сегодня выходит на первый план — это один из трендов рынка труда, который продолжает набирать обороты. И вместе с этим растёт важность корпоративного спорта, но многие компании не развивают его в принципе или не получают от таких проектов ожидаемых результатов. В чём же дело и как это можно изменить? Разобрались вместе с Fitmost, единым абонементом на спорт и заботу о себе.
⏱ 10 минут полезного чтения
По данным опроса hh.ru среди компаний-работодателей, именно программы поддержки здоровья сотрудников они считают приоритетными для развития в 2023 году:

Примечательно, что, по сравнению с данными аналогичного исследования двухлетней давности, доля работодателей, оценивающих важность поддержания эмоционального и физического здоровья в коллективе, выросла почти вдвое. Этот тренд отражает более глобальную тенденцию — рост популярности ЗОЖ в мире. Ещё одной приметой времени стал фокус компаний на благополучии сотрудников. Сегодня работодатели стремятся содействовать не только хорошему физическому самочувствию, но и в целом — счастью своей команды.
Почему бизнес всё больше заботится о благополучии сотрудников и при чём тут спорт?
Почему бизнес всё больше заботится о благополучии сотрудников и при чём тут спорт? Согласно ещё одному исследованию hh.ru, уровень счастья напрямую связан с физической активностью: те, кто чаще занимается спортом, чувствуют себя более счастливыми.
Многие эксперты рынка труда единогласно сходятся в одном: и здоровье, и в целом благополучие сотрудников напрямую влияют на их продуктивность, а значит, и на успешность компании в конечном счёте. И важную роль в этом вопросе играет спорт. Так, 79% предпринимателей уверены, что занятия спортом повышают эффективность работы в компании — таковы результаты Аналитического центра НАФИ.
В последние годы тема заботы о здоровье звучит всё громче и спорт прочно занял своё место в массовой культуре: в тренде йога, бег и прочие доступные всем виды физических упражнений. Дело в том, что занятия или тренировки нередко служат способом снять стресс, и сегодня актуальность этой задачи растёт. По данным исследования, проведённого hh.ru совместно с цифровым медицинским сервисом «Доктор рядом» в 2022 году, большинство россиян (69%) столкнулись с повышением уровня стресса. К тому же специфика работы многих сотрудников может быть неразрывно связана с тревожными переживаниями — об этом заявляют представители очень популярных профессий, которые есть, пожалуй, в каждом коллективе.
Кроме того, 9 из 10 сотрудников российских компаний, принявших участие в опросе hh.ru, отметили, что готовы больше выкладываться на работе в компании, которая оплачивает занятия спортом. По результатам другого опроса hh.ru, при выборе работодателя для 72% соискателей будет плюсом наличие спортивных программ в компании. И это логично, ведь лишь 11% опрошенных вообще не занимаются спортом — все остальные так или иначе выделяют время для тренировок.
Итак, налицо запрос аудитории сотрудников российских компаний на корпоративные спортивные программы. Но насколько эта потребность удовлетворена?
Хорошо ли развиты корпоративный спорт и забота о сотрудниках в российских компаниях?
При всей актуальности корпоративного спорта в частности и заботы о здоровье сотрудников в целом, ситуация в этом направлении пока далека от идеала. Так, результаты опроса hh.ru, проведённого среди представителей бизнеса (топ-менеджмент, руководители, HRD и HR-специалисты) в конце осени прошлого года показали, что 39% компаний всё ещё не предоставляют никаких корпоративных программ заботы о здоровье. Примечательно, что статистика среди соискателей ещё хуже: при ответе на этот же вопрос 48% респондентов отметили отсутствие подобных опций в соцпакете.
Если говорить именно о спорте, то 14% представителей бизнеса указали, что в их компании есть возможность занятия фитнесом, но среди сотрудников доля аналогичных ответов — только 11%. Что касается спортивных мероприятий в компании, 21% представителей бизнеса утверждают, что такие события проводятся, но всего 11% сотрудников указали, что это есть на их месте работы.
Это значит только одно: компаниям есть куда расти. В их руках — эффективный инструмент для решения значимых для бизнеса HR-задач. И он несёт большой потенциал для развития бизнеса. Ведь человеческий капитал — один из важнейших ресурсов.
Что же мешает этот инструмент использовать? Здесь существует целый ряд сложностей. И даже если спорт в компании присутствует, нередко он неэффективен: потому что большая часть сотрудников в него не вовлечена.
Задачка со звёздочкой: почему не удаётся выстроить корпоративный спорт так, чтобы он работал на достижение целей бизнеса?
Чаще всего компании понимают, что корпоративный спорт важен, и готовы позаботиться о сотрудниках. На деле такие проекты нередко разбиваются о множество препятствий. И, более того, неудачный опыт других компаний, не сумевших обратить внутренние спортивные активности на пользу бизнесу, — может отбить желание повторять всё это в собственном коллективе и вкладываться в то, что не работает.
Что же не так с корпоративным спортом в организациях, где он застревает на стадии непонятно кому и для чего нужной активности? А главное — как это исправить?
Когда спорт в компании неудобен для сотрудников:
❌ Нередко компании подходят к организации активности формально: надо что-то сделать, чтобы было, — и создаётся условный беговой клуб, который большей части сотрудников вообще не интересен. Внутренний спорт буксует.
✅ Важно учитывать предпочтения разных представителей команды. Не всем нравится бег, не каждый пойдёт играть в футбол. Кому-то ближе фитнес, кому-то больше по душе плавание, а люди, далёкие от спорта, с радостью пошли бы на массаж. Расширяйте спектр возможностей для сотрудников, чтобы каждый нашёл активность по душе.
❌ Слишком много ограничений: определённое время для занятий или одно конкретное место, до которого неудобно добираться большей части коллектива, и так далее. Корпоративная программа негибкая.
✅Будет здорово дать возможность выбора: сделайте расписание настраиваемым и предложите несколько доступных локаций.

Корпоративный спорт может не принести ожидаемых результатов. Такое бывает при ряде неучтённых факторов. Такая ситуация может возникнуть, если компания при выборе активности не учитывает удобство её расположения. В современном мире время — очень ценный и ограниченный ресурс, поэтому, если человек будет понимать, что расположение спортивного зала или мастер-класса по танцам ему неудобно, он будет саботировать это посещение — и бюджет компании будет потрачен зря.
❌ Спорт в компании есть — но доступен не всем. Например, спортзал находится в центральном офисе, а в филиалах компании вообще нет возможностей для тренировок.
✅ Важно создать такую программу спорта в компании, которой смогут пользоваться все. Например, для удалённых команд или компаний с широкой сетью представительств можно запускать онлайн-программы. Сегодня это актуально и удобно.
Дополнительные сложности для HR:
В результате во многих компаниях корпоративный спорт до сих пор существует номинально: он как бы есть, но по тем или иным причинам охватывает лишь часть коллектива.

Развивая один вид спорта, трудно попасть в потребности каждого. Особенно если сотрудников много, у них разные графики и банально нет возможности заниматься в установленное для тренировок время. На одном виде спорта можно остановиться только в совсем небольших компаниях, до 10 человек, — и даже здесь интересы могут не совпасть и ничего не получится. За годы организации мероприятий мы видели, как эволюционировал корпоративный спорт у наших заказчиков. Как они сталкивались с тем, что моноспорт плохо вовлекает коллектив, как исследовали эту тему: проводили опросы сотрудников, чтобы понять, какие ещё направления им интересны, и внедряли их. Это давало гораздо больший отклик: к корпоративным программам присоединялось всё больше сотрудников. В результате сейчас в компаниях, которые дают возможность заниматься разными видами спорта, — больше чем просто корпоративная активность. Когда сотрудники видят, что компания прислушивается к ним, по-настоящему заботится об их интересах, — всё это улучшает атмосферу в коллективе, повышает лояльность сотрудников. А компания при этом достигает целей, которые остаются ключевыми для бизнеса: это здоровая, мотивированная и сплочённая команда. Корпоративный спорт — сильный инструмент, и он начинает работать через решение потребностей сотрудников.
Ещё один глобальный тренд — персонализация — диктует необходимость построить такую систему, которая будет учитывать интересы всех сотрудников и вовлекать их в спорт. Другими словами, чтобы заинтересовать всех, нужно учесть интересы каждого. Способна ли на это корпоративная программа в вашей компании? Достаточно ли она отражает потребности всех членов команды? Если нет — больших результатов ждать не стоит. Или важно задуматься о том, чтобы сделать программу спорта более гибкой и разнообразной.

Мы запускаем огромное количество спортивных проектов, и это помогает охватить интересы большего числа сотрудников. В нашей компании более 1000 человек, и у каждого из них есть свои увлечения. Если мы выберем всего одну активность, это закроет запрос всего лишь 5–10% сотрудников и не принесёт ожидаемых результатов. Одной из важнейших целей корпоративного спорта является командообразование, то есть коммуникация между группами людей. Чем шире будет список этих групп, тем больше межкомандных связей будет образовываться.
А так можно было? Примеры: как превратить корпоративный спорт в рабочий инструмент
Сегодня для того, чтобы обеспечить сотрудникам разнообразие спортивных активностей, совсем не обязательно выделять большие бюджеты, собирать и мотивировать команды по разным спортивным направлениям.
На рынке появились гибкие решения, благодаря которым любая компания, даже совсем небольшая, сможет предложить коллективу спортивные активности, отвечающие интересам каждого сотрудника, — за счёт возможности настройки корпоративных программ и большого выбора опций — например, Fitmost. Этим сервисом пользуются как крупные компании, такие как «Спортмастер», «Адмитад», «Хеликс», «Ренессанс страхование», «Аутентика», так и средний и малый бизнес ― Cryptopay, ADMOS, DreamTeam, SonyMusic и другие. Мы в hh.ru тоже проверили этот инструмент на себе, дополнив набор корпоративных льгот сертификатами.
Плюс сервиса в том, что компании не нужно договариваться самостоятельно с разными спортивными площадками или перегружать HR-менеджеров и внутрикомов. Бизнес сразу получает комплексное решение, охватывающее 1000+ фитнес-залов, йога-студий и массажных салонов. Сотрудник сам может выбрать интересующий вид спорта, решить, где именно он хочет заниматься и в какое время.
К тому же это отличный инструмент для компаний, которые хотят запустить целостную wellbeing-программу: эксперты Fitmost помогут разобраться, какой инструмент сейчас сработает лучше, и подберут программу под любой бюджет.
Как это работает на практике? Рассмотрим на примере реальных кейсов российских компаний:
1. Абонементы, которыми активно пользуются, и взрывной рост вовлечённости сотрудников в спорт — в ADMOS
Дано: крупнейшее агентство по созданию корпоративного мерча и сувениров. Задача: в компании был корпоративный спорт, но, несмотря на все усилия, сотрудники были недостаточно вовлечены. Возникла потребность организовать активность, которая подойдёт всем.
Что было сделано: в систему мотивации включили годовую подписку в Fitmost — единый абонемент на спорт, развлечения и заботу о себе. Таким образом, каждый смог выбрать занятие по вкусу из разнообразного набора услуг, самыми популярными направлениями стали йога, массаж, бьюти-процедуры, тренажёры и бассейн. А ещё сотрудники регулярно ходят на занятия вместе.
И в итоге: корпоративный спорт получил мощный толчок. Благодаря амбассадорам внутри компании популярность нового предложения начала расти. Сработало и то, что каждый нашёл то, что ему нравится. Сейчас абонементы активированы у 92% сотрудников.
2. «Дни здоровья» — вовлекающая программа тренировок для здоровья и повышения продуктивности
Дано: компания Kept — аудиторско-консалтинговая фирма.
Задача: организация спортивных активностей в рамках «Дней здоровья».
Что было сделано: ещё в период строгих антиковидных ограничений Fitmost организовал для компании онлайн-проект «Здоровая спина» — ежедневные 20-минутные тренировки с разными ведущими. Короткая зарядка на основе комплекса упражнений помогала сотрудникам взбодриться, и эти сессии стали настолько популярными, что компания продолжила сотрудничество с Fitmost на регулярной основе, заказывая разнообразные виртуальные тренировки в рамках ежемесячных «Дней здоровья». Например, в разное время проводились зарядка для спины, тренировка против сутулости, растяжка, дыхательная гимнастика, медитация, смарт-фитнес, aero dance и другие тренировки.
Что в итоге: компания получила качественную и вовлекающую корпоративную программу с заботой о здоровье сотрудников.
3. Подготовка к забегу для сотрудников «М.Видео — Эльдорадо»
Дано: компания «М.Видео — Эльдорадо» с отделениями по всей России.
Задача: разработать и внедрить программу подготовки сотрудников к корпоративному благотворительному забегу «Бегу за улыбкой» и превратить это в тимбилдинг, объединяющий команду.
Что в итоге: многие сотрудники участвовали в марафоне впервые, поэтому нужно было помочь подготовиться как новичкам, так и опытным бегунам. Fitmost подготовил расписание онлайн-тренировок, куда включили не только занятия по технике бега, координации и выносливости, но и лекции по мотивации, экипировке, а также питанию и питью во время забега. В масштабном проекте приняли участие сотрудники офисов «М.Видео — Эльдорадо» от Хабаровска до Москвы.

Это тот случай, когда компания подготовила активность в ответ на интерес сотрудников к бегу, не навязывая его. Просто помогла организовать и развить то, что уже есть. Это часто не требует больших материальных вложений: можно купить стартовые номера, позвать тренера по технике бега. Людям будет приятно, что о них помнят, и это поддержит корпоративный спорт в компании.
______________
позволяет выводить корпоративные программы спорта и well-being на уровень, при котором компания, с одной стороны, решает свои HR-задачи, с другой — может удовлетворять потребности сотрудников максимально эффективно. Такой win-win-подход позволяет развивать бизнес и делать это экологично, с заботой о людях и командой, в которой работают мотивированные сотрудники и к которой хочется присоединиться.
Реклама. ООО «Фитмост». 18+
↩ К другим статьям