Кадровый голод на рынке образования: где и как искать учителей

На российском рынке образования не хватает квалифицированных кадров. Чаще всего педагогов отпугивают низкая зарплата, отношения в коллективе или излишний контроль со стороны родителей. Рассказываем, почему сложилась такая ситуация и где руководителю искать преподавателя, на что обращать внимание в резюме соискателя.

Автор: Елена Зименкова, педагог и учредитель частной школы и одноимённых образовательных центров Bright

⏱ 6 минут полезного чтения

О дефиците кадров в образовании сами учителя. А ведь профессиональные навыки и компетенции педагогов — это 90% успеха учащихся.

Несмотря на то, что количество заявлений абитуриентов педагогических вузов выросло почти в  по сравнению, например, с 2021 годом, до должности школьного учителя доходят далеко не все выпускники. Например, в регионах только выпускников профильных институтов идут работать по специальности.

Среди других причин дефицита кадров — рост численности учеников и повышение среднего возраста учителей. Сегодня более четверти педагогов в России старше 55 лет, а доля молодых специалистов не увеличивается.

Есть нехватка не только учителей-предметников, но и педагогов дополнительного образования: логопедов, дефектологов, хореографов и др. Они составляют в среднем по России  численности педагогического персонала. Многие школы компенсируют отсутствие таких специалистов приглашёнными совместителями, качество работы которых не всегда высокое.

При этом к преподавателю предъявляются высокие требования. Учитель должен быть клиентоориентирован, быть профессионалом своего дела, педагогом и психологом, постоянно саморазвиваться... Найти и удержать такого специалиста сегодня — сложная задача. Поэтому каждый подходящий преподаватель — очень ценный сотрудник.

Стандарты для учителей и система KPI

Дефицит кадров коснулся и обычных, и частных школ. В частные учреждения привлечь специалистов тоже сложно, несмотря на маленькие классы по 12 человек и меньшую загруженность.

Сразу после вуза выпускники выбирают обычную школу, потому что там дают большие государственные подъёмные и высокие коэффициенты надбавок к зарплатам.

Кроме того, в частных школах с углублённым изучением английского языка есть свои требования. Один из них — сертификат CELTA, кембриджский международный сертификат преподавания английского языка по коммуникативной методике. Учителя с этим свидетельством ценятся во всём мире как высококлассные педагоги, досконально знающие методику преподавания английского языка.

Труд учителя — не только взаимодействие с детьми, но и постоянная бумажная работа, коммуникация с родителями, начальством. Проблема выгорания касается многих преподавателей, и один из способов повысить мотивацию сотрудников — денежное вознаграждение.

Например, ещё в начале года руководство частных школ обсуждает с учителями как они хотят повысить свой уровень за семестр. В частных школах существует система KPI. Например, есть фикс и ежемесячные надбавки за активити, кросс-продажи различных мероприятий. Это могут быть платные мастер-классы, праздничные программы или спикинг-клуб.

В государственных учреждениях такая система тоже существует. Есть баллы, которые учителя должны набрать для получения бонусов. Это, безусловно, стимулирует преподавателей качественно готовиться к урокам, изучать профильную литературу, повышать качество своего образования.

Где искать учителей: русскоязычные преподаватели

Поиском кадров для образовательной отрасли озабочены не только директора учебных учреждений, но и власти. Например, не так давно был принят федеральный от 8 июня 2020 г. №165-ФЗ. Согласно ему, студенты педагогических направлений, которые успешно прошли промежуточную аттестацию не менее, чем за три года обучения, имеют право заниматься педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

Это означает, что студенты могут попробовать себя в роли преподавателя ещё до получения диплома. Задача образовательного учреждения — создать для них комфортные условия и предложить место в школе уже после окончания вуза.

Помимо профильных педагогических институтов, стоит обратить внимание на образовательные лагеря. Там будущие учителя изучают методику преподавания, знакомятся с процессом обучения в школах, делают задания с учениками, проводят активности. Такие лагеря полезны обеим сторонам. Студент найдёт будущее место работы, а директор — перспективного преподавателя.

Хорошая практика — директорам образовательных учреждений ходить в колледжи и проводить презентацию своего центра или школы. Через несколько лет эти студенты вполне могут стать вашими коллегами.

Где искать учителей: иностранный педагог

Некоторые родители отдают предпочтение коммерческим школам из-за возможности углублённого изучения иностранного.

Приглашение на работу носителя языка — распространённая практика в частных языковых школах. Например, такой преподаватель-лингвист поможет лучше разобраться в тонкостях языка, а на перемене непринуждённо побеседует с учеником на изучаемом языке. Кроме того, иностранные педагоги зачастую имеют собственную методику преподавания, которую адаптируют под русскоязычных детей. Главное, что стоит помнить при приёме на работу иностранца — такой специалист нужен школе не потому что он носитель языка и отлично его знает. В первую очередь, он должен быть именно квалифицированным педагогом и иметь соответствующее подтверждённое сертификатами образование. Подойдут, например, сертификаты DELTA, CELTA или TEFL.

Но сейчас есть определённые трудности с поиском преподавателя-иностранца. Согласно статистике , число зарубежных преподавателей с начала пандемии снизилось на 23%. Сегодняшняя внешнеполитическая повестка ситуацию не улучшает.

Частично снижение компенсируется за счёт дистанционной занятости: около 12% научных исследователей работают удалённо. При этом самая доля вакансий именно для учителей иностранных языков.

Грамотных специалистов можно найти на hh.ru и других площадках по подбору персонала. Процедура найма иностранных преподавателей такая же, как и с россиянами, трёхэтапная:

  • просмотр резюме,
  • тестовое задание,
  • собеседование.

Очень часто уже на этапе тестового понятно, насколько компетентен человек. Типичный пример тестового задания — «напишите конспект урока» или «как вы будете вводить конструкцию have got семилетним детям». Для опытного учителя это простые темы. Конечно, кандидат может найти конспект занятия и в интернете, но здесь важнее понять, готов ли он к коммуникации и как он преподносит информацию.

Устное интервью — обязательный этап трудоустройства. На нём оценивается произношение кандидата, его эрудированность.

Пригласить на работу иностранца могут только школы с образовательной лицензией. Сам по себе путь оформления официального трудоустройства достаточно сложный. Сначала в миграционной службе проверяют кандидата: есть ли у него судимость, не разыскивает ли его Интерпол. Далее проверяют наличие лицензии у образовательного учреждения, оценивают условия труда. Только после этого выдают приглашение, которое школа должна отправить иностранному специалисту. За рубежом также есть определённые этапы проверок, и, если все хорошо — учитель получает трудовую визу на 1 год.

Сотрудничество с зарубежным специалистом всегда проходит по-разному. Многие частные школы оплачивают преподавателю проживание и билеты, но это, конечно, индивидуально. Наверное, главное правило — создать для экспата максимально комфортную обстановку, чтобы работа была в радость, а не только приносила финансовую выгоду. Тогда учитель легко вольётся в коллектив и дети его полюбят. Школы иногда организуют путешествия для преподавателей-экспатов по городам России: Санкт-Петербург, Казань, Ярославль и другие. Это помогает им лучше понять русскую культуру и менталитет. Как показывает практика, такие специалисты остаются надолго, в среднем на 5–7 лет, а кто-то даже получает гражданство.

Как управлять командой

Коллектив любого образовательного учреждения состоит из педагогов разных возрастов, с разным опытом и уровнями подготовки. Учитывайте их статус и стройте собрания так, чтобы каждый учитель почувствовал свою значимость и ценность. Это правило подходит для частных и для государственных школ.

Например, на педсоветах, помимо обсуждения рабочих моментов, можно поднять такие темы:

  • как заинтересовать уроком ребёнка с дефицитом внимания,
  • как повысить лояльность к учебному учреждению,
  • как выстраивать диалог с родителями.

Ошибки учителей лучше не обсуждать при других преподавателях. Кроме того, не стоит акцентировать внимание на недостатках, ведите диалог так, чтобы педагог был замотивирован и желал улучшить свои результаты.

Все учителя должны понимать миссию школы, разделять её и идти в одном направлении. Не стоит удерживать в коллективе преподавателей, игнорирующих школьные правила и не разделяющих миссию учреждения.

Как показывает практика, если команда учителей слажена, в коллективе есть дружба, поддержка и наставничество, то и дети тоже дружные. Они всегда замечают эту атмосферу уважения и проникаются ей.

К другим статьям