Юлия Романова, молодой маркетолог: «Мечтаешь о работе в крутой компании? Начинай со стажировки»
Обойти на повороте 500 конкурентов – как тебе такое, Илон Маск? Три года назад Юлия Романова отправила резюме на позицию «стажер» в департамент маркетинга hh.ru и… была принята! Сегодня она полноценный специалист компании. С высоты своего небольшого, но опыта, Юля рассуждает о важности стажировок и о том, что, если очень захотеть, работу мечты можно найти. Читай и набирайся опыта!

Возраст: 22 года
Образование: РГГУ, факультет рекламы и связей с общественностью
Профессия: младший специалист по маркетингу hh.ru
— Юля, почему именно «Реклама и связи с общественностью»?
— О маркетинге я впервые услышала от сестры. Ее знакомая работала в этой сфере. Мне было интересно слушать о проектах, которыми она управляет. Я стала ближе знакомиться с профессией и к концу школы поняла, кем хочу быть. Сегодня маркетинг включает в себя множество направлений. Я долго не могла определиться, в каком из них двигаться. В итоге выбрала рекламу и PR.
— А что тебя привлекает в маркетинге?
— Если коротко, то карьерные перспективы, работа в разнообразных проектах и интересные задачи.
— Коротко не получится. Интересно узнать, какие именно перспективы ты видишь для себя?
— Я начинала в hh.ru со стажировки. Сейчас я младший специалист по маркетингу в молодежном направлении. Хочу дальше развиваться именно в этом направлении: повышать компетенции и браться за более крупные проекты.
— То есть ты рассматриваешь для себя горизонтальный тип карьеры?
— В моменте да. Я начинающий специалист и пока развиваю навыки, набираюсь опыта. Я недавно защитила диплом. Планирую продолжить обучение в магистратуре или на каких-нибудь курсах, чтобы получить дополнительные скилы, которые были бы полезны в моей работе.
— У тебя до прихода в компанию имелся опыт работы?
— Нет. В школе многие мои ровесники подрабатывали, но я была сосредоточена на учебе, так что работа в hh.ru стала первой.
— Путь в hh.ru был тернистым или простым?
— Смотря с какой стороны посмотреть (улыбается). Я всегда знала о существовании компании как основного сервиса по поиску работы. И свое первое резюме я создавала именно на hh.ru. Я тогда училась, поэтому выбирала стажировки в отделах маркетинга крупных компаний, где могла бы набраться опыта. Однажды увидела, что hh.ru ищет стажера-маркетолога в молодежное направление. Откликнулась, написала сопроводительное письмо и через две недели получила приглашение на собеседование.
— До собеседования мы еще дойдем. Расскажи, как ты презентовала себя в резюме, учитывая, что опыта работы не было?
— Мое первое резюме получилось неудачным. Даже не так. Оно было стандартным. Тогда еще не было услуги hh.ru «Готовое резюме», сильно облегчающей жизнь соискателя. В рамках этого сервиса карьерные эксперты помогают составить эффективное CV, оптимизированное под поисковые запросы работодателей и помогающее найти идеальную для себя работу. Поэтому я просто рассказала, где учусь. Перечислила несколько типовых навыков наподобие «Владение ПК». Никаких стажировок и практик, поскольку к тому моменту их не было. Уверена, мне помогло сопроводительное письмо. В нем я рассказала о желании работать в hh.ru и отметила, что могу выходить на полный день, поскольку учусь на очно-заочной форме.
— Как прошли две недели ожидания? Нервничала?
— Это была не единственная вакансия, на которую я откликнулась. Но первая. Очень надеялась попасть именно в hh.ru. Переживала, поскольку понимала: без опыта работы могу не получить предложение. И когда мне прислали приглашение, на отклики других компаний уже не обращала внимание.
— Почему? А вдруг они предложили бы более шоколадные условия?
— Вряд ли (улыбается). Дело в том, что при создании резюме я выбрала опции «стажер» и «начинающий специалист». Анкета была видна всему интернету, в итоге на меня посыпались предложения из совершенно разных сфер. Но сидеть на звонках, например, мне не очень хотелось, поэтому такие отклики я не рассматривала. После собеседования в hh.ru я вообще перестала откликаться на вакансии. Для себя решила: дождусь сначала финальный ответ, а потом подумаю, как быть дальше.
— Собеседование было сложным?
— Ой, я жутко нервничала, подобного опыта ведь не было. Перед визитом в компанию подробно изучила информацию о hh.ru, ее историю, чтобы показать свою заинтересованность. Поскольку откликалась на позицию стажера в молодежном направлении, то изучила страницу hh.ru/students: прочитала статьи, ориентированные на молодых соискателей, которые были размещены в этом блоке. Но все равно переживала в течение всего собеседования. Мне казалось, что я не очень уверенно выглядела. На встрече присутствовала Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления и, как выяснилось, мой будущий руководитель. Удача оказалась на моей стороне, и я попала в команду hh.ru.

«На вакансию откликнулись более 500 соискателей. Было очень много классных ребят, поэтому задача стояла непростая: кого из них пригласить на собеседование. Стажировка предполагала, что кандидат окунется в свою будущую профессию. Я всегда говорю о том, насколько важно и ценно получать опыт по профилю специальности, на которой учишься, ведь в дальнейшем это поможет в профессиональном развитии. Поэтому претендентов я выбирала в том числе и с учетом получаемого ими образования. Юля была одним из кандидатов, который подходил по всем параметрам. Плюс она написала очень замотивированное сопроводительное письмо, на которое любой работодатель обращает особое внимание. На собеседование было приглашено 10–15 человек. Я общалась с ребятами, делала заметки: как каждый из них ведет себя, как отвечает на вопросы, опоздал или нет, предупредил ли о том, что задерживается. Эти навыки с точки зрения тайм-менеджмента важны в любой профессии. А маркетинг вообще на них держится. Он предполагает работу на мероприятиях с большим количеством людей, поэтому без пунктуальности и обязательности никак.
По итогам собеседования лучшим претендентам были даны тестовые задания из трех частей. Дальше я следила за временем сдачи: раньше, за две минуты до срока, позже даже на пять минут. Существует такое понятие, как „синдром студента“, когда человек до последнего момента откладывает выполнение важной работы, а потом делает ее впопыхах или тратит больше времени. Работодателю такие кандидаты менее интересны. Одна из задач тестового задания состояла в том, чтобы проверить навыки работы с презентацией в PowerPoint, поскольку любой маркетолог готовит их постоянно. Юля прекрасно справилась, поэтому наш выбор в итоге был остановлен на ней».
— Какие эмоции испытала, когда услышала: «Вы прошли»? Прыгала от радости?
— Я не услышала, а прочитала (улыбается). Мне пришло сообщение на почту: все отлично, можете подъехать в офис в любое удобное время. Первым делом я позвонила сестре, которая за меня переживала и поддерживала в стремлении попасть в компанию мечты. Сложно описать эмоции, которые я тогда испытала. Одно точно: я очень обрадовалась. Это же огромная возможность для молодого специалиста — получить работу в компании-лидере своего направления. Даже если бы я не осталась после стажировки в штате, я бы все равно стала интересна другим работодателям как соискатель с опытом работы в крупном сервисе.
— О штате, опять же, чуть позже. Можешь вспомнить свой первый рабочий день? Что поразило особенно?
— Очень хорошо помню (улыбается). Я оделась официально — все-таки устроилась в солидную компанию. Меня встречал бывший стажер, который показал офис и рассказал о задачах, которые предстояло решать. Меня поразило, что он был в толстовке и джинсах. Я сразу поняла, что оказалась в демократичной атмосфере. Все друг к другу обращаются на «ты». Коллектив открытый, каждый готов помочь, что тоже мне очень понравилось.
— У тебя был ментор?
— Меня курировала Ирина Святицкая, которая собеседовала. Она же ставила передо мной задачи. Плюс я общалась с редактором Татьяной Муртазиной. Проблема в том, что через неделю был объявлен локдаун и мы перешли на удаленку. С коллегами контактировала через мессенджеры и электронную почту. Первое время было не очень удобно, но постепенно привыкла.
— Ты ведь училась на вечернем отделении. Как удавалось совмещать работу и учебу?
— Дело в том, что в вузе я училась не 5–6 дней в неделю, как студенты-очники, а 2–3. Да и учеба начиналась в 19:10. Все это давало возможности для маневров. То есть дилеммы «учиться или работать» не возникало. Плюс я изначально придерживалась принципа: профессиональными задачами занимаюсь в рабочее время, учебными — в свободное. Тем самым работа не мешала вечерами выполнять домашку, которую давали преподаватели университета. Крупные задания откладывала на выходные. Переводила телефон в режим «Не беспокоить» и выключала уведомления о новых письмах в корпоративной почте, чтобы не отвлекаться. В целом я не ощущала напряжения. За все 4,5 года учебы не было ни задолженностей, ни пересдач.
— Были разговоры о том, что ты можешь остаться в компании в качестве полноценного специалиста? Или это предложение свалилось на тебя как снег на голову?
— С самого начала стажировки не было информации, что я могу оставаться в штате. Я понимала, что в какой-то момент стажировка закончится и придется искать новую работу. Почти полтора года я провела на позиции стажера. Мне было грустно, когда я осознавала, что контракт вот-вот закончится. И примерно в конце мая 2021 года мне предложили перейти в штат. Это была отличная новость! Я не сомневалась ни секунды: сразу согласилась.

«Юля сначала отлично зарекомендовала себя как стажер, а потом и как сотрудник. Она вовлеченная и ответственная: пишет тексты, делает презентации, взаимодействует с вузами, активно работает на наших мероприятиях. Отзывчивая и доброжелательная, с ней комфортно работать. Все эти качества очень важны для карьерного роста».
— То есть в данный момент другие варианты не рассматриваешь?
— Нет! Мне очень комфортно в компании!
— В чем заключается твой функционал?
— В hh.ru я отвечаю за продвижение молодежного направления. Коммуницирую с вузами и с различными компаниями, которые, например, занимаются организацией студенческих мероприятий. Отвечаю за контент, ориентированный на студентов и молодых специалистов.
— Как реагируют родственники и друзья, когда узнают, что ты трудишься в hh.ru? Или, быть может, ты скрываешь?
— (Смеется) Нет! Я горжусь своей работой! И всем знакомым советую искать ее только на hh.ru. Кстати, теперь со мной многие советуются, спрашивают: что сейчас востребовано, как стать профессионалом. Ощущаю себя карьерным консультантом.
— В самом начале беседы ты назвала свое первое резюме неудачным. Сейчас ты бы какими навыками его усилила?
— Профессиональные компетенции перечислять не имеет смысла — они постоянно совершенствуются. А вот умения, особенно те, которые помогают сделать карьеру, указать стоит. Прежде всего, работа в команде — это требование, кстати, встречается чуть ли не в каждой вакансии. Еще самоорганизованность — я понимаю, что нужно делать, даже если никто не ставит задачи. И, наконец, умение договариваться. Благодаря встречам с партнерами я научилась свободно коммуницировать и приходить к конкретным итогам.
— В общем и целом, маркетинг оправдал твои ожидания?
— На все сто! В прошлом году, например, мне перешла часть задач моего руководителя, которая ушла в декретный отпуск. Например, я курировала один из крупных проектов hh.ru «Рейтинг российских вузов». Отвечала за данные, которые готовила служба исследований, за верстку, за предоставление материалов другим отделам компании для размещения в СМИ или в наших соцсетях. То есть делала то, за чем и шла в маркетинг.
