Третий лишний: как обнаружить токсичного сотрудника в команде
Признаки зараженного токсичностью коллектива просты: команда работает хуже ожиданий, каждый сам по себе, руководителю приходится лично разрешать конфликты. Как найти деструктивного сотрудника и вернуть рабочую атмосферу, объясняет Дарья Кист («Коржов»)
Автор: Дарья Кист, коммерческий директор компании «Коржов», экс-представитель ФРИИ
⏱ Время прочтения — 7 минут
Чем грозит токсичность:
- команда не дойдет до своих целей по ряду причин, например, не сможет откровенно обсуждать свои ошибки и обмениваться опытом;
- лучшие уйдут. Те, кто не готов жить в окружении склок и сплетен, ретируются из коллектива достаточно быстро, а «новая кровь» не задержится;
- стресс для владельца и топ-менеджеров. Знать, что в ключевом отделе есть проблема с персоналом — это все равно что жить, сидя на водородной бомбе. Неловкое движение — и будет взрыв. Ничто не портит жизнь владельца так, как неприкрытый тыл и невозможность на кого-то положиться.
Причин, по которым команда может работать «плохо», по мнению руководителя или владельца бизнеса, может быть всего две:
- в команде действительно есть люди/человек, которые сознательно или подсознательно вредят достижению успеха;
- члены команды опираются на разные ценности и не понимают друг друга, следовательно, не могут договориться и быть эффективными совместно.
Проблема «третьей стороны»
В свое время в нашей компании остро стоял классический конфликт «производство против розницы» (в других вариантах: «производство против продаж»). Суть этого конфликта заключается в том, что та часть компании, которая создает продукт и отвечает за него, обесценивает работу розницы (отдела продаж): «Они мало и плохо продают наш товар!» Вторая сторона, напротив, убеждена в том, что продаж было бы больше, если бы товар был лучше, или переживает за стабильность товара: «Мы, может быть, и продали этому клиенту, но сомневаемся, что производство справится».
Конечно, все ошибаются, и ошибки могут возникать где угодно. Вопрос только в том, что последует за этим. Почему в одних компаниях коллеги бегут друг к другу на помощь, а в других цинично цокают? Эта проблема появляется не сама собой, ее создает некая «третья сторона» среди ваших сотрудников. И делает она примерно следующее.
Приходит в отдел продаж и говорит: «Да, кстати, производство там опять не смогло отгрузить заказ, ну не удивительно, в целом все как обычно». А потом идет к производству и говорит: «Да уж, могли бы и продать такой товар, в конце концов, ничего страшного, что чуть помятый, могли бы что-то придумать». Самое удивительное, что все ваши сотрудники знают, что это за человек. Но никогда вам об этом не скажут, потому что им кажется, что третья сторона приносит какие-то интересные детали, сплетни и является источником «полезной» информации.
Как распознать «третью сторону»:
- связывает как минимум два отдела;
- распространяет плохие новости и сплетни;
- дает оценки, не привязанные к данным;
- не имеет собственных результатов.
Третья сторона может быть не только между двумя отделами, но и между руководителем и командой. Это человек, который всегда приходит к вам с тревожными новостями о том, что кто-то собирается уволиться или кто-то плохо выполняет свою работу; человек, получая сообщения от которого вы думаете: «ну, все», но при этом не можете его игнорировать, ведь он сообщает какие-то новости. И уж поверьте, этот же человек, возвращаясь в отдел к вашим подчиненным, будет им говорить что-то ровно такое же интригующее о вас.
Что делать при обнаружении «третьей стороны»
1. Проститься
Сделать это нужно быстро, желательно по договоренности, одним днем с дополнительной оплатой. Долгое увольнение может быть фатальным — то, что обсуждалось в кулуарах раньше, будет преувеличено в сто раз. Все оружие будет заряжено против вас и, поверьте, не холостыми патронами. Вы рискуете потерять доверие сотрудников окончательно.
Маркер, что вы потеряли доверие, такой: кто-то из сотрудников приходит у вас выяснять, по какой причине уволили «третью сторону».
2. Начать программу внутреннего PR противоборствующих отделов
После длительного конфликта, созданного «третьей стороной», сотрудники перестают осознавать отдел-противник как людей и воспринимают его как некую сущность, наделенную определенными качествами (не самыми приятными). Ваша задача вернуть коммуникацию «личность»–«личность». То есть сделать дополнительный акцент на том, что там, в чате или в электронной почте, не некая сущность, а вполне себе живой, добрый, уязвимый человек со своей силой и слабостями.
Маркер, что вы на правильном пути: отделы начинают договариваться друг с другом и разрешать неудобства.
3. Создать информированность о делах компании
Наш мозг совершенен. При отсутствии информации в необходимом секторе он стремится заполнить пробел и делает это, опираясь на стереотипы, слухи и полуправду. Поэтому вы должны встать на тропу борьбы с пустотами, которые коллектив захочет заполнить информацией сам. Здесь руководитель может столкнуться со следующей проблемой: а как мы вообще коммуницируем? Есть ли в моей компании коммуникационная линия с моими сотрудниками или я обложился замами, которые играют в испорченный телефон? Если у вас нет прямой коммуникационной линии со всеми сотрудниками, ее стоит создать: начните с еженедельных рассылок с новостями компании, создайте новостной чат (без обсуждений).
4. Личное общение
Один из лучших способов держать руку на пульсе — индивидуально говорить с сотрудниками. Причем лучше всего подойдет вопрос: «Ну как дела?», который дает максимально широкую возможность говорить, не будучи при этом ограниченным темой. Можно спрашивать: «Кто помогает тебе в работе?», «Какие у тебя победы?», «Какие победы у команды?» и подобное. Если вы приглашаете человека на такой разговор первый раз, скорее всего, это будет разговор «по верхам», но чем больше личных встреч и разговоров, тем больше вероятность, что именно вы начнете узнавать первым о чьих-то подрывных действиях.
Разрыв по ценностям
Этические конфликты будут в компании возникать без конца, если вы нанимаете людей с разными ценностями, идеями и даже страхами. Об этом по-своему говорят разные авторы — Ицхак Адизес, Крис Кован, Александр Фридман и др. Если ваша команда, согласно теории спиральной динамики, состоит из 20 человек и 19 из них находятся на «красном» уровне (агрессивная конкуренция, власть, желание быть лучшим и непременно что-то доказать этому миру), то поместив туда человека «зеленого» уровня (ценности — не навредить, созидать), вы придете к тому, что он не доживет до конца испытательного срока.
Токсична ли такая команда, которая выжила нового сотрудника? Нет, не токсична. С ней все в порядке, особенно если это отдел продаж, где требуется быть волками с Уолл-стрит. Просто новый человек оказался слишком оторванным от основной массы. Ни больше ни меньше.
Если вы хотите прокачать команду и сделать ее, как сейчас модно говорить, более осознанной, то для начала нужно определить, на каком уровне ценностей она находится, и постепенно идти вверх — органично дополнять команду кадрами, которые будут на один виток выше. Например, в красную-агрессивную команду нужно поместить человека, который будет с «синего» уровня (уровень правил, порядка) и будет упорядочивать тот хаос, который создают «красные». Для «красных» это единственный способ быть организованными, сами они организоваться не могут и потому постоянно ходят по кругу, неспособные к рефлексии. Если ваша команда тонет в бюрократии — пора искать руководителя, который увидит несовершенство в ваших правилах и покажет, как их улучшить. Найдите систему, которой будете доверять, и двигайтесь согласно ей.
Как избежать токсичных сотрудников
В вопросах работы с командой не бывает серебряных пуль, волшебных таблеток и ускорителей роста. Но есть простые правила, которые помогут избежать возникновения токсичных сотрудников.
- Правильно писать вакансии. Например, на наши вакансии на «ты» откликались более позитивные менеджеры, чем на официальный вариант. Если вам нужны вдохновленные — ваша вакансия должна вдохновлять. На мою вакансию однажды откликнулся бренд-шеф одного очень известного ресторана просто потому, что там было написано: «Захватим мир вместе?».
- Адаптировать сотрудника и как можно чаще интересоваться его делами.
- Оценивать результаты каждого отдельно, даже если большого результата достигала команда. Обращайте внимание на тех, кто присваивает себе чужие победы.
- Заведите небольшой этической кодекс и ознакомьте с ним сотрудников.
- Если кто-то пошел «прощупывать» границы этики — индивидуальное общение.
Токсичный человек в команде — ошибка в управлении, но они неизбежны, и относится к таким ошибкам руководителю нужно соответствующе. Никакой инструмент не позволит вам двигаться быстро в понимании вашей команды, как ошибки. Да, вы уволите не того. Да, вы можете подбить у основания то, что есть. Но, как говорится: нельзя решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Иногда полезно откатиться назад, чтобы сделать рывок вперед.
Вам также может быть интересно видео РБК Pro
Спикер: Дмитрий Бибетко, тренер-консультант, руководитель направления тренингов soft skills Академии бизнеса EY, сертифицированный специалист в области управления эмоциями и развития эмоционального интеллекта
Основные темы:
- На чем держится сплоченная команда.
- Как в команде сформировать открытость и заинтересованность.
- Как предотвратить нездоровый конфликт.
Запись доступна всем подписчикам РБК Pro.
Пользователям hh.ru — .
↩ К другим статьям