Сотрудник настаивает, что работает из дома продуктивно. Верить ли ему?

Работодатели уверены — быть эффективным можно только в офисе. Сотрудникам же кажется, что продуктивнее работать из дома, не тратя время на дорогу. Оба мнения основаны на эмоциях. Можно ли с помощью программ измерить производительность членов команды?

Автор: Baker Tilly International

Согласно данным опроса о цифровой трансформации, проведенного весной нашими фирмами среди своих клиентов, почти 75% владельцев бизнеса и 83,3% менеджеров воспринимали угрозу снижения производительности как основное препятствие для перехода на удаленную работу. Ведь до пандемии доля работников, которые часто работали на дому, была незначительной. В Европейском союзе в 2019 году только 5,4% работников обычно работали дома, а менее 10% — время от времени. Аналогичные цифры были в США. В России же это число было еще ниже — всего 2%, согласно данным ВЦИОМ.

Опасное бездействие

С пандемией ситуация изменилась в корне. Однако большинство компаний, несмотря на свои опасения, не сделали реальных попыток внедрить технологии, позволяющие отследить производительность сотрудников при работе из дома. Так, согласно данным нашего опроса, 64% компаний не использовали технологии для мониторинга персонала во время удаленной работы. Они объясняли отказ от этих технологий так:

  • отслеживание не является приоритетом для руководства или инвестиций;
  • идея контроля за персоналом не соответствует корпоративной культуре;
  • владельцы бизнеса и руководители не уверены, с чего начать.

Теперь многие работодатели говорят: когда пандемия закончится, мы вернемся к работе по-старому, потому во время дистанционной работы продуктивность снизилась. Сотрудники парируют: я работаю намного продуктивнее из дома, чем из офиса. Каждая из сторон этого конфликта опирается на свое восприятие, а не на данные.

Как считать время

Отсутствие аналитических инструментов или надежных данных затрудняет оценку того, действительно ли производительность сотрудников, работающих дистанционно, ниже, чем офисных, а этот показатель не всегда напрямую связан с доходом, говорит Ким Уайлам, управляющий партнер Baker Tilly Vantagen (США), специалист по персоналу.

Сотрудники могут настаивать на своей продуктивности, лишь бы не возвращаться в офис. Но у работодателей нет доказательств падения производительности. Хотя проблема действительно существует.

«Будучи фирмой, предоставляющей профессиональные услуги, мы довольно хорошо умеем вести учет времени. Мы действительно наблюдали значительное снижение производительности в целом. Производительность была потеряна, из-за того что люди не находились в офисе и не работали вместе».
Роб Макьюэн, директор по специализированным услугам в Baker Tilly Staples Rodway в Новой Зеландии

Среди компаний, которые добились успехов в мониторинге производительности сотрудников:

  • 59,6% использовали программы для совместной работы, такие как Slack, Teams, Yammer и Basecamp;
  • 21,3% — программы для управления проектами, включая Asana, Monday и Trello;
  • 15% — программы для учета времени, такие как Toggl, Harvest или Timely;
  • 4,1% — другие.

К наиболее распространенным причинам использования таких инструментов 75% респондентов причисляют желание обеспечить продуктивную работу персонала, 40,6% — снизить риски безопасности данных, 34,4% — добиться своевременного выполнения проектов.

Данные о производительности позволяют бизнес-лидерам анализировать рабочие нагрузки и точно определять, на что их сотрудники тратят рабочее время и как они могут использовать его более эффективно.

Перед руководителями сегодня встают вопросы:

  • как на самом деле выглядит производительность;
  • сколько часов в день или в неделю требуется для определенных проектов или просто для рабочей нагрузки сотрудника?
«Мы, конечно же, используем программное обеспечение, с помощью которого анализируем рабочее время сотрудников. Но основной целью мониторинга всегда был анализ временных затрат для понимания объема операций на каждом проекте и виде работ, планирование оптимальной загрузки сотрудников и, как следствие, организация их эффективного взаимодействия с клиентами. Мы уже обладали подобным опытом еще до пандемии и успешно применили его при дистанционной работе».
Ольга Симонова, директор департамента бухгалтерских услуг Baker Tilly в России
«Нам нужно быть более ориентированными на результаты. Посмотрите на те проекты, которые, как мы знаем, были более успешными, а затем изучите компоненты, например сколько часов на самом деле потребовалось для этого проекта, сколько людей было в этой команде».
Ким Уайлам, управляющий партнер Baker Tilly Vantagen (США), специалист по персоналу

Искусственный интеллект и производительность

По мере того как ИТ-системы все чаще перемещаются в облако, появляются технологии, которые меняют сферу управления производительностью. Те организации, которые выбрали Microsoft Teams для совместной работы, уже имеют доступ к информации из приложения под названием Viva. Это система искусственного интеллекта, которая изучает, как люди используют среду Office 365.

«Многие предприятия, которые раньше не входили в облачную экосистему Microsoft, перешли туда, выйдя из корпоративных сетей. Это дает Microsoft возможность анализировать организацию работы сотрудников на удаленке, их коммуникации и то, на что они тратят свое время. Поскольку Microsoft может видеть мой календарь, компания знает, какое количество встреч у меня проходит, с кем я встречаюсь как внутри организации, так и за ее пределами, над какими документами я работал и какой тип контента вводил в эти документы. Это помогает выявить закономерности в моем поведении».
Роб Макьюэн, директор по специализированным услугам в Baker Tilly Staples Rodway в Новой Зеландии

В настоящее время Viva может применяться отдельными пользователями для анализа своего рабочего процесса, а менеджерами и руководителями как корпоративный продукт для повышения эффективности команды.

Вам также может быть интересно видео РБК Pro


Спикер: Ирина Зарина, генеральный директор SHL в России и СНГ, сертифицированный директор Британского института директоров

Основные темы:

  • Люди как главное конкурентное преимущество.
  • Как нанимать сотрудников правильно: три стратегии работы.
  • Роли, которые мы играем: восемь супергероев для каждой команды.

Запись доступна всем подписчикам РБК Pro.

Пользователям hh.ru — .

К другим статьям