Эмпатия, геймификация и книги. Что еще хорошего сделать HR-специалисту для сотрудников
Управление персоналом — это динамичная сфера менеджмента, ландшафт которой постоянно меняется. Сегодня HR-специалисты относятся к кандидатам и действующим сотрудникам как к клиентам и используют для их привлечения и удержания маркетинговые инструменты: SMM, почтовые рассылки, рейтинги, контент, брендинг, исследования, PR-методы и так далее. При этом одной из наиболее трудных задач было и остается повышение вовлеченности сотрудников в процессы компании. Даже спустя месяцы работы специалисты не чувствуют личной заинтересованности в решении задач, могут не понимать особенностей устройства компании, ее внутренних процессов, корпоративной культуры и ценностей, хуже того — не испытывать желания во всем этом разобраться. От работников с низкой вовлеченностью сложно получить обратную связь об их опыте работы и впечатлениях, не говоря уже о предложениях по оптимизации работы и неочевидных руководству слабых местах в построенных процессах. А ведь всё это — важные показатели эффективности HR-отдела.
Даже в небольших компаниях ручное управление давно не работает, поэтому HR-специалистам имеет смысл сфокусироваться на передовых технологиях в обучении сотрудников. О некоторых инструментах, которые стоит использовать для повышения вовлеченности, и пойдет речь в этом материале.
Образовательные онлайн-платформы
Такие EdTech-платформы, как WebTutor, Workle, Beehive, iSpring и многие другие, помогают в обучении и адаптации новых сотрудников. С их помощью можно участвовать в образовательных вебинарах, отрабатывать навыки на примере решения бизнес-кейсов, потренироваться в диалогах с клиентами, пройти тест для оценки квалификации. Хорошо показывают себя и live-уроки, корпоративное обучение в формате мастермайнд-группы.
Вот какие задачи HR-специалист решит с помощью инструментов EdTech:
Геймификация процессов
Игры — это интересно! Превращение типовых процессов в погоню за игровыми элементами или увлекательную историю помогает мягко мотивировать сотрудников, позволяет добавить в обучение элемент соревновательности, а также обеспечивает быструю обратную связь. Задача HR-специалиста в этом случае — упростить активность, сделать ее веселее и субъективно значительнее для участников.
Есть несложные способы внедрить игровые элементы в рабочую рутину. Например, оценивать прогресс, выдавая очки, бейджи, значки и другие маркеры завершенной командной или индивидуальной задачи. Можно публиковать рейтинги, устраивать соревнования с призами, проводить квесты.
Существуют и более сложные идеи для геймификации. Отличный, хотя и достаточно дорогой, инструмент — разработка полноценной обучающей игры с простой механикой, доступной для сотрудников. За прохождение миссий, посвященных тем или иным аспектам работы компании, игроки будут получать символические или реальные награды или доступ к скрытому контенту, например обучение за корпоративный счет или серьезную скидку на продукцию компании.
Продвижение принципов ненасильственного общения
Важно обучать сотрудников дискутировать и просто общаться друг с другом экологично. Это позволит избежать непродуктивного общения. Принципы экологичного общения могут быть прописаны в документах, отражающих корпоративную культуру. Чтобы их сформулировать, можно воспользоваться рекомендациями психологов: отказаться от обвинений, упреков и претензий в общении, не начинать фразу со слова «нет» или «но», соблюдать деловую дистанцию, говорить сотрудникам HR-подразделения о своих потребностях.
Развитие эмпатии и индивидуального подхода
Сочувствие и поддержка положительно сказываются на продуктивности сотрудников. Согласно Businessolver Workplace Empathy Monitor, 77% сотрудников готовы работать больше и усерднее, если на работе к ним будут относиться внимательно, выслушивать и сопереживать. А 60% между повышением зарплаты и проявлением эмпатии со стороны руководства выберут второе. 80% миллениалов и 66% беби-бумеров ушли бы с работы, если бы к ним не проявляли интереса, внимания и чуткости. В сегодняшних условиях турбулентности, пандемии эмпатия перестала быть просто модным словом. Это фактор, который ценят всё больше специалистов при выборе работы. А чем лучше сотрудник HR-отдела понимает настроение, желания и сложности коллектива, тем лучше будет результат работы.
Как развить человекоориентированный подход?
- Чаще разговаривать с сотрудниками. Исследовать их опыт в компании. Задавать вопросы, проявлять интерес и активно слушать. Нелишним будет интересоваться жизнью вне офиса.
- Развивать доверие к себе. Для этого не осуждать сотрудников, придерживаться конфиденциальности, насколько это возможно, быть искренним и открытым, сдерживать обещания.
- Если человек поделился проблемой — не оставлять его с ней наедине, а предложить помощь.
- Давать позитивную обратную связь по выполненной работе, делать акцент на сильных компетенциях, вместе решать, как исправить ошибки.
- Следить за нагрузкой сотрудников, чтобы предотвращать выгорание. Во время встреч тет-а-тет уточнять, как специалист себя чувствует, укладывается ли в сроки, нужно ли ему передохнуть.
Корпоративная книга
Это классический маркетинговый инструмент, который продолжает доказывать свою эффективность. Корпоративное издание может стать частью празднования важной даты в истории компании, помочь в обучении сотрудников, познакомить с корпоративной культурой, продвинуть и закрепить ценности компании, а также показать, чем компания отличается от других работодателей, продемонстрировать ее преимущества.
Издательство «Альпина PRO» помогает ведущим российским и зарубежным компаниям выпустить книгу о компании или ее основателях и руководстве, подготовить памятное издание для партнеров или VIP-клиентов, базу знаний или руководство. HR-специалистам может быть полезна книга о структуре и устройстве компании, которая поможет быстрее адаптировать новых менеджеров. Еще один вариант обучающей книги — сборник полезных статей руководителей компании или других экспертов. «Альпина PRO» издала книгу корпоративного университета РЖД, в которую вошли избранные статьи руководителей и сотрудников университета за пять лет. Получилось уникальное издание о компании, ее росте, развитии и людях.
Юбилейная книга поможет сформировать позитивный имидж у широкой аудитории и способствовать продвижению миссии и ценностей компании. Например, книга, посвященная 25-летию «М.Видео», состоит из 100 интервью с неформальными историями руководителей, сотрудников, партнеров и клиентов компании. Все аспекты работы «М.Видео» освещены с помощью текста, инфографик и иллюстраций.
Корпоративные издания показывают преимущества бренда и транслируют его ценности. Например, корпоративная библиотека Сбербанка считается эталоном качества для других компаний. Это подборка лучших деловых книг об успехе, лидерстве и инновациях в управлении и развитии внутреннего потенциала, которые рекомендованы к прочтению топ-менеджерам компании. «Альпина PRO» оформила все книги в едином стиле, их приятно и удобно читать.
Как видите, инструментов HR-маркетинга немало. Не бойтесь пробовать новые тенденции и не отказывайтесь от старых методов в угоду моде. Не забывайте о бизнес-задачах, но и создавайте комфортные условия для сотрудников, ведь искусство HR-специалиста и заключается в том, чтобы лавировать между двумя мирами и переводить с одного языка на другой.
↩ Назад к статьям