В Париж за впечатлениями: как «Л’Этуаль» мотивирует сотрудников
Любимая работа специалистов HeadHunter — узнавать о новых HR-практиках российских компаний. Каждый год лучшие проекты в области работы с персоналом мы отмечаем статуэтками «Премии HR-бренд». Один из участников конкурса в этом году — компания «Л’Этуаль»: запустив 4 года назад несколько успешных HR-проектов, они смогли снизить текучесть персонала на 50% и подарить положительные эмоции тысячам сотрудников. По заданию HeadHunter Татьяна Канонерова выяснила, может ли одна поездка в Париж стать стимулом продолжать работу в компании.

«Быть такого не может!», «Возьми меня к себе на работу», «Что, правда бесплатно?» — такими восклицаниями знакомые провожают консультантов сети «Л’Этуаль» на обучение. Реакция ожидаема: учиться они летят в столицу моды и красоты — Париж. Условия поездки звучат просто: консультант красоты должен проработать в сети больше года, а количество дней больничного или отгулов за это время не должно превышать двух недель. Выполняешь условия и летишь на 5 дней на конференцию.
Меня как представителя компании HeadHunter пригласили посетить это мероприятие и пообщаться с участниками, и я согласилась. Было интересно, что движет организаторами, готовыми вывезти 3 200 человек в столицу Франции, и так ли это ценно для самих работников «Л’Этуаль» ?
Чтобы не остановить на время конференции работу сети, участников делят на группы по 400 человек: каждая проводит в Париже по 5 дней. В основном прилетают девушки: в этом году на конференции всего 20 мужчин. Для многих участников это первый вылет за границу.
Я выбрала группу новичков, чтобы оценить их первые впечатления, и присоединилась к ней в аэропорту «Шарль-де-Голль» 22 июля.
На учебу при полном параде
Дорога от аэропорта до отеля заняла 2 часа, и экскурсия, которую для нас устроил гид, оказалась кстати. В моем автобусе собрались консультанты из Калининграда и Украины, они летели на конференцию в первый раз. Им всё было в новинку: девчонки слушали гида, обсуждали, куда пойдут в свободное время, фотографировали каждое попавшееся на пути здание. Для таких участников организаторы подготовили программу с кодовым названием «Начало». Всех, кто уже участвовал в конференциях в 2013 и 2014 году, ждала программа «Вдохновение».
Наутро я пришла на тренинг не к положенным 9 утра, а на полчаса раньше, чтобы узнать о мотивации сотрудников. Обычно на корпоративное обучение в крупных компаниях загоняют силком: участники опаздывают и неохотно выслушивают проповеди организаторов. Я была уверена, что после перелета и ночных прогулок по городу все придут позже. Но я ошиблась: за полчаса до начала в холле уже вовсю шла регистрация, как будто участники совсем не спали. Все три учебных дня девушки не только приходили заранее, но и были при полном параде. Вы спросите: «Зачем приходить нарядными и накрашенными на тренинги?» Да незачем. Просто для них это событие, возможно, самое яркое в году.

Погружение в мир моды и красоты тоже началось вовремя. В 9:00 конференцию открыла генеральный директор сети Татьяна Володина. Она прилетала к каждой из восьми групп, чтобы рассказать о достижениях компании за год и поприветствовать их во Франции.
Шанс на Париж дают каждому
Такое внимание к участникам неслучайно: для компании этот проект входит в число стратегических. «Л’Этуаль» тратит десятки миллионов евро и полгода готовит мероприятие. Целый месяц генеральный директор живет перелетами Москва — Париж — Москва. Всё это с одной целью — мотивация и удержание торгового персонала в сети.
«Розница — это веселый и игривый бизнес, — рассказывает Константин Бойко, директор департамента обучения и подбора персонала «Л’Этуаль». — Мы должны постоянно думать, как удержать людей. В 2011 году уровень текучести персонала в компании составлял 120 %. После запуска HR-проектов «Карьерная лестница», E-learning и «Конференция Л’Этуаль в Париже» мы снизили этот уровень до 70 % к 2015 году. Это значит, что сейчас за год из компании увольняется в 2 раза меньше сотрудников».
Теперь становится понятной идея вывезти в Париж консультантов, проработавших больше года. Организаторы создали условия, доступные для всех сотрудников. Никакой конкуренции, главное — не болеть. И консультант красоты, выполнивший условия, едет во Францию — уровень текучести персонала падает, а желание продолжать работать в компании растет.
Подготовка мероприятия начинается в Москве силами Константина Бойко и нескольких человек из финансового департамента. В Париже конференцией занимаются 11 человек от компании «Л’Этуаль» и 232 сотрудника отеля. Команда организаторов работает почти круглосуточно, чтобы консультанты могли приехать в Париж, получить знания и отдохнуть.
Три дня обучения и четыре килограмма подарков
К середине первого учебного дня, посвященного уходу за кожей, я порядком устала. Нам рассказали о строении кожи, составе косметических средств, способах их воздействия и влиянии каждого ингредиента. Зато второй и третий день пролетели быстро и эмоционально: мы изучали косметику и ароматы.
Chanel, Dior, Shiseido, Clinique, Dolce&Gabbana… Тренеры брендов соревновались между собой в искусстве устраивать шоу. Участники просмотрели с десяток видео, лазерное шоу, получили 4 килограмма подарков, выслушали слова благодарности от каждого и почувствовали себя звездами. Мероприятие посетили гуру косметической индустрии Kристиан Куртен-Кларанс, владелец Clarins, и Филипп Беносен — владелец группы Interparfums (Lanvin, Montblanc и другие).

За 3 дня обучения я не только узнала о клетках Лангерганса, действии молекул харунганы и символизме в творчестве Коко Шанель, я влюбилась в индустрию красоты. И с удивлением обнаружила, что участники действительно приехали учиться, а не смотреть на Эйфелеву башню, как я думала вначале. Знания, полученные здесь, влияют на лояльность клиентов и уровень продаж. Особенно ценят учебу сотрудники из маленьких городов, до которых мастера такого уровня просто не доезжают. «Девочкам, которые ездили в прошлом году, Париж сыграл на руку, — рассказывает Наталья, консультант из Самары. — Они доносили до клиента много новой информации, полученной из первых уст. Это очень помогло в продажах».
Прекрасно понимают важность мероприятия и поставщики. В сети представлены более 200 марок-производителей, и отношение консультантов к конкретному продукту, знание его особенностей напрямую влияет на продажи.
О вкусе праздника заботятся звездные повара
В свободное время мы эстетствовали: гуляли по французским улочкам, посещали парки, сады и музеи. Некоторые девушки заезжали в дом Guerlain «послушать ароматы». Чтобы поддержать тягу к прекрасному и создать атмосферу праздника, организаторы сделали особый акцент на меню. «Мы соблюдаем все традиции Франции, где положено встречать гостей шампанским, а на обед предлагать белое или красное вино, — рассказывает Константин Бойко. — В этом году у нас 3 меню, каждое из которых посвящено какой-то части Франции. За их приготовление отвечают повара — обладатели мишленовских звезд».
Заключительный вечер мы провели на теплоходе, везущем нас по Сене. Пианист наигрывал музыку из «Амели», та самая Эйфелева башня сверкала, проплывающие мимо на лодках французы махали прекрасным девушкам в вечерних платьях (то есть нам), организаторы улыбались и желали счастливого пути. Пройдет два часа — и мы, счастливые, сядем в самолет, а на наше место прилетит новая группа и все начнется заново.
Эйфелевы башни в подсобках
Позже HR-отдел компании будет оценивать мероприятие двумя способами: официально — с помощью опросника на портале — и неофициально — рассматривая инициативу сотрудников.
«У нас есть закрытая история, которую мы никогда не афишируем, — делится Костантин Бойко. — Это подсобные помещения в магазинах. Их надо видеть! Девчонки заказывают за свои деньги художников, стены расписывают Эйфелевыми башнями, украшают фотографиями и дипломами. Если тебе грустно в конце рабочего дня, болят ноги и хочется лечь в горячую ванну, то этот красивый фоторяд напоминает тебе, где ты была либо куда ты поедешь».
Иметь работу, в которую ты влюблен, — счастье. Организаторы конференции без ума от своей работы и стараются сделать ее особенной для своих сотрудников. Татьяна Володина, идейный вдохновитель проекта, считает его миссией компании. «Есть “бизнес ради бизнеса”, — говорит Татьяна. — А в этом проекте, помимо четко поставленных целей, есть очень приятная эмоциональная составляющая. Все эти девочки никогда не забудут свою первую поездку за границу, тем более в Париж!».
Хочу пожелать организаторам рассказывать о проекте еще громче! Здесь мало презентационной страницы на hh.ru, информации в магазинах, на сайте и в группах компании в социальных сетях. Масштабная рекламная кампания про работу мечты, красоту и Париж может привлечь в компанию новых вдохновленных сотрудников и клиентов. Чтобы каждый знал, что в «Л’Этуаль» тебя встречает персональный консультант, обучавшийся в Париже!
В 2015 году проект «Конференция Л’Этуаль в Париже» будет участвовать в конкурсе «Премия HR-бренд 2015». Искренне желаю ему удачи, потому что он точно заслуживает внимания!