На экзамен как на праздник!

Экзамен. Так или иначе, но это слово вызывает у нас какие-то эмоции. Думая о предстоящем экзамене, мы ощущаем волнение. Иногда дело даже доходит до паники, особенно когда мы не готовы, а экзаменатор, по рассказам старших товарищей, — один из самых беспощадных. С другой стороны, вспоминая, как однажды легко удалось обойти острые углы или вытащить удачный билет, мы улыбаемся. Смешанные чувства, не так ли?

На экзамен как на праздник!
На экзамен как на праздник!
Алексендр Яныхбаш, бизнес-тренер компании BEST FOR NEXT


Экзамен. Так или иначе, но это слово вызывает у нас какие-то эмоции. Думая о предстоящем экзамене, мы ощущаем волнение. Иногда дело даже доходит до паники, особенно когда мы не готовы, а экзаменатор, по рассказам старших товарищей, — один из самых беспощадных. С другой стороны, вспоминая, как однажды легко удалось обойти острые углы или вытащить удачный билет, мы улыбаемся. Смешанные чувства, не так ли?

Экзамены мы сдаем всю жизнь. Сейчас в ряде школ даже при поступлении в первый класс малыши выполняют различные задания. С самого детства над нами висит груз ответственности за сдачу испытания, подкрепляемый родительскими ожиданиями. Даже во взрослом возрасте многие из нас не без напряжения подходят к сдаче экзаменов (например, в ГАИ). Боязнь не оправдать ожидания окружающих, понизить свою самооценку, уронить свою репутацию — вот что зачастую является причиной страха и неприятных ощущений.

Для начала давайте разберемся, какие виды экзаменов бывают. Если подходить глобально, то есть 2 формы проведения экзаменов: традиционная и тестовая. Традиционная форма — это классический экзамен с билетами, листом для подготовки и экзаменатором, который слушает иногда вразумительные ответы. Тестовая форма, пожалуй, не нуждается в представлении, т.к. все знают про ЕГЭ/ГИА и во многих вузах сейчас широко практикуется тестовый контроль знаний.

От чего зависит успех на экзамене? Я глубоко убежден, что успех зависит от трех составляющих: подготовки к экзамену, поведения на самом экзамене (письменном или устном) и, конечно, доли везения. Первым двум нужно уделить достаточно внимания, и многие проблемы (в том числе и страх) решатся сами собой.

Подготовка

Разумеется, речь идет о грамотной подготовке. В отличие от простого повторения билетов на данном этапе нужно соблюдать несколько несложных правил.

  1. Готовьтесь заранее. Не откладывайте все на последний момент. Сколько раз вы себе говорили «Вот сейчас точно сяду заниматься». И не садились! Мы находим себе другие «более важные дела»: просмотр электронной почты, общение в социальных сетях с друзьями, просмотр телепередач (которые в другое время никогда бы не стали смотреть!), уборку в комнате и т.д. По-научному это называется прокрастинация. В итоге мы садимся за билеты в последний день. Для справки: если мы спешно пытаемся обработать и запомнить большой массив информации за небольшой промежуток времени, часть информации не переходит в долговременную память и забывается сразу же после экзамена. Наверняка замечали, что после выхода от экзаменатора не могли вспомнить, какой вопрос в билете вам достался? Вывод: подходите к подготовке планомерно, не оставляйте все на «ночь перед экзаменом», специально бронируйте себе время для занятий. Работайте строго в отведенное себе время, не торгуйтесь с собой.
  2. Определите объем подготовки по каждому предмету. Начните с просмотра имеющихся конспектов. Определите, сколько времени понадобится вам для того, чтобы освоить все билеты и сколько вопросов в день нужно готовить.
  3. Спать и есть. Не буду повторять то, о чем вы и так слышите от своих родителей. Нужно высыпаться, чтобы информация запоминалась лучше (по-научному это называется консолидация памяти), и питаться, чтобы не быть овощем.
  4. Отдыхайте. Во-первых, делайте перерывы в работе. Спланируйте свое рабочее время так, чтобы у вас были временные интервалы как в школе: 45 минут работы и 15 — отдыха. Во-вторых, ходите гулять, встречайтесь с друзьями. Свежий воздух и смена обстановки не будут лишними.
  5. Готовьте шпаргалки. Это помогает хотя бы уже тем, что вы повторяете материал, пока их делаете. Во-вторых, это добавляет вам уверенности в себе (надежда на их использование умирает последней!). Шпаргалки бывают разные: классические (мелким шрифтом на бумажке), бомбы, книжные, калькуляторные, tattoo и даже шпаргалки типа «можно выйти?». Я советую освоить еще метод составления ментальных карт (или Mind Maps). В процессе составления карт вы задействуете образное мышление, что помогает в запоминании материала, вы развиваете творческие способности и даже отдыхаете.

Уверенное поведение на экзамене

Здесь мы рассмотрим вопросы о том, как себя вести на традиционном экзамене. Разумеется, очень важно грамотно подходить к процессу решения заданий (особенно это касается тестов), но эти вопросы эффективнее осваивать на практике .

  1. Смотрите в глаза. В общении с экзаменатором не прячьте глаза в пол, смотрите ему в глаза. Глаза — не только зеркало души, но и «индикатор», говорящий о настроении, мыслях человека. Наблюдая за взглядом экзаменатора, мы можем видеть, все ли нормально, правильно ли мы отвечаем, как он к нам настроен. Более того, ваш открытый взгляд будет говорить о том, что вы уверены в себе и подготовлены настолько, что готовы рассказать всему миру тему из билета.
  2. Уверенное положение тела. Замечено, что многие студенты, входя в аудиторию или подходя к преподавателю, принимают противоестественные позы: сжимают плечи, втягивают шею. Это защитная реакция организма в ситуациях опасности и стресса. Есть мнение, что наш мозг получает от тела сигналы и на этом основании у нас возникают эмоции. Попробуйте пойти обратным путем: выпрямиться, расправить плечи, поднять голову. Вы будете выглядеть как уверенный в себе человек, и, быть может, ваш мозг воспримет это как сигнал отсутствия опасности.
  3. Говорите внятно и достаточно громко. Тихий голос студента, который бубнит что-то себе под нос, заставляет преподавателя напрягаться. После десятка таких студентов наступает утомление и, как следствие, возрастает эмоциональное напряжение, что сказывается на оценках. Говорите «не куда-то вниз», а в сторону экзаменатора.

Типология преподавателей

Помимо подготовки к экзамену и поведения в ситуации «лицом к лицу» с билетом есть такой фактор, влияющий на успех, как коммуникация с преподавателем. Здесь нужно быть немного психологом, чтобы суметь найти «ключ» к его характеру. В понимании характера своего преподавателя вам может помочь знание нашей типологии. Мы выделяем следующие типы педагогов:

  • Молодой преподаватель (аспирант/лаборантка): малолопытный, часто неоправданно жесткий и требовательный, пытается завоевать авторитет через применение силы, часто импульсивен и легко выходит из равновесия; часто бывают любимчики.
  • Профессор-фанатик: себе на уме, витает в облаках, в теориях и исследованиях; неподкупен и объективен; любимчиков не имеет, спрашивает обо всем; на лекциях часто перепрыгивает с мысли на мысль, из-за чего конспекты за полгода напоминают список продуктов для похода в магазин. Посещать и записывать по максимуму, читать и готовиться — вот наилучшая тактика.
  • Академик: очень похож по уровню профессионализма на фанатика, но ближе к реальности; чрезмерно требователен, крайне объективен и беспристрастен, невозмутим и любит дисциплину; настоящий кладезь для тех студентов, которые хотят в науку.
  • Преподаватель поневоле: бывшие администраторы, заведующие учебными частями, которые хоть и имеют профильное образование, но по своей натуре не склонны к работе с людьми и обучению. Требовательны, хотя не дают так много информации на лекциях, часто ведут не самые значимые предметы и формально подходят к чтению курса.
  • Важная птица: преподаватели, которые имеют какие-то регалии и хотят, чтобы все им поклонялись; часто это звезды, которые действительно имеют большие заслуги, но бывает и так, что у человека просто безосновательная «звездная болезнь». У них бывают любимчики-подлизы, они требовательны и капризны; любят советовать «почитать мою книгу, в которой все написано».
  • Отец солдатам: часто пожилой, но добрый, добрый, очень добрый преподаватель, который всегда даст еще немного подумать, поможет наводящими вопросами, будет улыбаться, слушая полную чушь; ставит много хороших оценок, особенно хорошим девочкам, которые рассказывают, что готовились всю ночь после работы под плач ребенка и без света в квартире.
  • Ужас, летящий на крыльях ночи: на каждом факультете есть такой преподаватель. Про него старшие курсы рассказывают страшилки младшим: он самый строгий, больше всего пересдач бывает только у него, он спрашивает по всем предметам и захватывает еще начальную школу. При этом часто выясняется, что ни одного студента не отчислили из-за несдачи его предмета. Этот тип очень похож на фанатика своим желанием дать много информации на лекциях и спросить не меньше на экзамене, но в отличие от фанатика, который быстро видит «безнадежный случай», этот будет идти до победного конца.

Знание этой типологии и выполнение несложных правил позволит вам лучше настроиться на того или иного преподавателя, организовать свое время и повысить свои шансы на успех. Удачи!

О компании BEST FOR NEXT:
BEST FOR NEXT занимается развитием лидерских и коммуникативных качеств среди молодежи. В рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы, индивидуальное и корпоративное обучение, бизнес-лагерь.