На экзамен как на праздник!
Экзамен. Так или иначе, но это слово вызывает у нас какие-то эмоции. Думая о предстоящем экзамене, мы ощущаем волнение. Иногда дело даже доходит до паники, особенно когда мы не готовы, а экзаменатор, по рассказам старших товарищей, — один из самых беспощадных. С другой стороны, вспоминая, как однажды легко удалось обойти острые углы или вытащить удачный билет, мы улыбаемся. Смешанные чувства, не так ли?


Экзамен. Так или иначе, но это слово вызывает у нас какие-то эмоции. Думая о предстоящем экзамене, мы ощущаем волнение. Иногда дело даже доходит до паники, особенно когда мы не готовы, а экзаменатор, по рассказам старших товарищей, — один из самых беспощадных. С другой стороны, вспоминая, как однажды легко удалось обойти острые углы или вытащить удачный билет, мы улыбаемся. Смешанные чувства, не так ли?
Экзамены мы сдаем всю жизнь. Сейчас в ряде школ даже при поступлении в первый класс малыши выполняют различные задания. С самого детства над нами висит груз ответственности за сдачу испытания, подкрепляемый родительскими ожиданиями. Даже во взрослом возрасте многие из нас не без напряжения подходят к сдаче экзаменов (например, в ГАИ). Боязнь не оправдать ожидания окружающих, понизить свою самооценку, уронить свою репутацию — вот что зачастую является причиной страха и неприятных ощущений.
Для начала давайте разберемся, какие виды экзаменов бывают. Если подходить глобально, то есть 2 формы проведения экзаменов: традиционная и тестовая. Традиционная форма — это классический экзамен с билетами, листом для подготовки и экзаменатором, который слушает иногда вразумительные ответы. Тестовая форма, пожалуй, не нуждается в представлении, т.к. все знают про ЕГЭ/ГИА и во многих вузах сейчас широко практикуется тестовый контроль знаний.
От чего зависит успех на экзамене? Я глубоко убежден, что успех зависит от трех составляющих: подготовки к экзамену, поведения на самом экзамене (письменном или устном) и, конечно, доли везения. Первым двум нужно уделить достаточно внимания, и многие проблемы (в том числе и страх) решатся сами собой.
Подготовка
Разумеется, речь идет о грамотной подготовке. В отличие от простого повторения билетов на данном этапе нужно соблюдать несколько несложных правил.
- Готовьтесь заранее. Не откладывайте все на последний момент. Сколько раз вы себе говорили «Вот сейчас точно сяду заниматься». И не садились! Мы находим себе другие «более важные дела»: просмотр электронной почты, общение в социальных сетях с друзьями, просмотр телепередач (которые в другое время никогда бы не стали смотреть!), уборку в комнате и т.д. По-научному это называется прокрастинация. В итоге мы садимся за билеты в последний день. Для справки: если мы спешно пытаемся обработать и запомнить большой массив информации за небольшой промежуток времени, часть информации не переходит в долговременную память и забывается сразу же после экзамена. Наверняка замечали, что после выхода от экзаменатора не могли вспомнить, какой вопрос в билете вам достался? Вывод: подходите к подготовке планомерно, не оставляйте все на «ночь перед экзаменом», специально бронируйте себе время для занятий. Работайте строго в отведенное себе время, не торгуйтесь с собой.
- Определите объем подготовки по каждому предмету. Начните с просмотра имеющихся конспектов. Определите, сколько времени понадобится вам для того, чтобы освоить все билеты и сколько вопросов в день нужно готовить.
- Спать и есть. Не буду повторять то, о чем вы и так слышите от своих родителей. Нужно высыпаться, чтобы информация запоминалась лучше (по-научному это называется консолидация памяти), и питаться, чтобы не быть овощем.
- Отдыхайте. Во-первых, делайте перерывы в работе. Спланируйте свое рабочее время так, чтобы у вас были временные интервалы как в школе: 45 минут работы и 15 — отдыха. Во-вторых, ходите гулять, встречайтесь с друзьями. Свежий воздух и смена обстановки не будут лишними.
- Готовьте шпаргалки. Это помогает хотя бы уже тем, что вы повторяете материал, пока их делаете. Во-вторых, это добавляет вам уверенности в себе (надежда на их использование умирает последней!). Шпаргалки бывают разные: классические (мелким шрифтом на бумажке), бомбы, книжные, калькуляторные, tattoo и даже шпаргалки типа «можно выйти?». Я советую освоить еще метод составления ментальных карт (или Mind Maps). В процессе составления карт вы задействуете образное мышление, что помогает в запоминании материала, вы развиваете творческие способности и даже отдыхаете.
Уверенное поведение на экзамене
Здесь мы рассмотрим вопросы о том, как себя вести на традиционном экзамене. Разумеется, очень важно грамотно подходить к процессу решения заданий (особенно это касается тестов), но эти вопросы эффективнее осваивать на практике .
- Смотрите в глаза. В общении с экзаменатором не прячьте глаза в пол, смотрите ему в глаза. Глаза — не только зеркало души, но и «индикатор», говорящий о настроении, мыслях человека. Наблюдая за взглядом экзаменатора, мы можем видеть, все ли нормально, правильно ли мы отвечаем, как он к нам настроен. Более того, ваш открытый взгляд будет говорить о том, что вы уверены в себе и подготовлены настолько, что готовы рассказать всему миру тему из билета.
- Уверенное положение тела. Замечено, что многие студенты, входя в аудиторию или подходя к преподавателю, принимают противоестественные позы: сжимают плечи, втягивают шею. Это защитная реакция организма в ситуациях опасности и стресса. Есть мнение, что наш мозг получает от тела сигналы и на этом основании у нас возникают эмоции. Попробуйте пойти обратным путем: выпрямиться, расправить плечи, поднять голову. Вы будете выглядеть как уверенный в себе человек, и, быть может, ваш мозг воспримет это как сигнал отсутствия опасности.
- Говорите внятно и достаточно громко. Тихий голос студента, который бубнит что-то себе под нос, заставляет преподавателя напрягаться. После десятка таких студентов наступает утомление и, как следствие, возрастает эмоциональное напряжение, что сказывается на оценках. Говорите «не куда-то вниз», а в сторону экзаменатора.
Типология преподавателей
Помимо подготовки к экзамену и поведения в ситуации «лицом к лицу» с билетом есть такой фактор, влияющий на успех, как коммуникация с преподавателем. Здесь нужно быть немного психологом, чтобы суметь найти «ключ» к его характеру. В понимании характера своего преподавателя вам может помочь знание нашей типологии. Мы выделяем следующие типы педагогов:
- Молодой преподаватель (аспирант/лаборантка): малолопытный, часто неоправданно жесткий и требовательный, пытается завоевать авторитет через применение силы, часто импульсивен и легко выходит из равновесия; часто бывают любимчики.
- Профессор-фанатик: себе на уме, витает в облаках, в теориях и исследованиях; неподкупен и объективен; любимчиков не имеет, спрашивает обо всем; на лекциях часто перепрыгивает с мысли на мысль, из-за чего конспекты за полгода напоминают список продуктов для похода в магазин. Посещать и записывать по максимуму, читать и готовиться — вот наилучшая тактика.
- Академик: очень похож по уровню профессионализма на фанатика, но ближе к реальности; чрезмерно требователен, крайне объективен и беспристрастен, невозмутим и любит дисциплину; настоящий кладезь для тех студентов, которые хотят в науку.
- Преподаватель поневоле: бывшие администраторы, заведующие учебными частями, которые хоть и имеют профильное образование, но по своей натуре не склонны к работе с людьми и обучению. Требовательны, хотя не дают так много информации на лекциях, часто ведут не самые значимые предметы и формально подходят к чтению курса.
- Важная птица: преподаватели, которые имеют какие-то регалии и хотят, чтобы все им поклонялись; часто это звезды, которые действительно имеют большие заслуги, но бывает и так, что у человека просто безосновательная «звездная болезнь». У них бывают любимчики-подлизы, они требовательны и капризны; любят советовать «почитать мою книгу, в которой все написано».
- Отец солдатам: часто пожилой, но добрый, добрый, очень добрый преподаватель, который всегда даст еще немного подумать, поможет наводящими вопросами, будет улыбаться, слушая полную чушь; ставит много хороших оценок, особенно хорошим девочкам, которые рассказывают, что готовились всю ночь после работы под плач ребенка и без света в квартире.
- Ужас, летящий на крыльях ночи: на каждом факультете есть такой преподаватель. Про него старшие курсы рассказывают страшилки младшим: он самый строгий, больше всего пересдач бывает только у него, он спрашивает по всем предметам и захватывает еще начальную школу. При этом часто выясняется, что ни одного студента не отчислили из-за несдачи его предмета. Этот тип очень похож на фанатика своим желанием дать много информации на лекциях и спросить не меньше на экзамене, но в отличие от фанатика, который быстро видит «безнадежный случай», этот будет идти до победного конца.
Знание этой типологии и выполнение несложных правил позволит вам лучше настроиться на того или иного преподавателя, организовать свое время и повысить свои шансы на успех. Удачи!
О компании BEST FOR NEXT:
BEST FOR NEXT занимается развитием лидерских и коммуникативных качеств среди молодежи. В рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы, индивидуальное и корпоративное обучение, бизнес-лагерь.