EQ: постройте карьеру на чувствах
«Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Эта расхожая фраза — лучшее свидетельство того, что в понимании большинства людей высокий уровень интеллекта традиционно отождествляется с завидной заработной платой и высоким положением в обществе. Однако многочисленные исследования до сих пор не выявили прямой зависимости между показателем IQ и успешной карьерой. Напротив, результаты свидетельствуют о том, что последняя только на 10-20% зависит от первого. А оставшиеся 80%? Ответ на этот вопрос дает концепция эмоционального интеллекта.

Автор: Анастасия Сдвижкова, журнал «Гид молодого специалиста»

Победа чувства над интеллектом
Смутное осознание того, что отличное знание школьной и институтской программы еще не гарантирует успеха в жизни, знакомо многим. История пестрит примерами выдающихся достижений тех людей, которые в период учебы звезд с неба не хватали. «Твое витание в облаках и равнодушие ко всему, что мы усваиваем, подрывают авторитет класса», — не раз говорил учитель Альберту Эйнштейну. «Я всегда был последним в своем классе. Мне казалось, что преподаватели ненавидят меня, а отец считает глупцом», — вспоминал изобретатель и предприниматель Томас Эдисон.
За подобными примерами далеко ходить не надо. Истории неожиданного успеха можно услышать на любой встрече выпускников. Практически в каждом классе есть главный «ботаник», учившийся только на отлично, чья дальнейшая жизнь, казалось, должна была стать непрерывным триумфальным шествием. Однако после получения красного диплома престижного вуза он, на удивление многим, оказывался не у дел. Зато беспросветный двоечник, с трудом окончивший школу, возглавил крупную компанию или просто стал известным и уважаемым человеком в своей области деятельности. «Повезло», — резюмируют пораженные слушатели. Однако ученые убеждены: в борьбе за достижение профессиональных высот решающую роль играет не везение и не аналитические способности, а совсем другие характеристики и умения.
Рождение нового Q
В 1990 году американские психологи Питер Саловей и Джон Майер в своем труде «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence) пришли к выводу, что вопреки традиционному противопоставлению, эмоции и интеллект плотно переплетены и тесно взаимодействуют. От того, насколько продуктивно такое взаимодействие, и зависит успех человека во многих сферах его жизни. Это неуловимое соединение эмоций и разума ученые назвали эмоциональным интеллектом. По их мнению, «эмоциональный интеллект — это такой тип социального интеллекта, который использует способность мониторинга своих собственных эмоций и эмоций других людей для того, чтобы использовать эту информацию при управлении собственным мышлением и действиями. Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта (EQ), способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей».
Идею Саловея и Майера развил и популяризировал психолог Дэниел Гоулмен. Его книга «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ), вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Основная идея работы Гоулмена довольно проста: существуют различные виды интеллекта, в том числе эмоционального, который может помочь человеку в различных сферах жизни. С точки зрения ученого, это иной способ быть умным, выражающийся в том, как человек обращается с самим собой и выстраивает взаимоотношения c другими. Автор выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание (self-awareness), самоконтроль (self-management), эмпатия (empathy) и навыки отношений (relationship skills). Анализируя эти качества, исследователь приходит к выводу о решающей роли EQ в жизни каждого. Личность с высоким ЕQ инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта — доброжелательность. Обладатель высокого EQ приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности.
Человек с низким ЕQ — полная противоположность. Он часто агрессивен и конфликтен, плохо контролирует свои сиюминутные желания и мимолетные импульсы, неуверен в себе, недоволен жизнью, не стремится к самосовершенствованию, не знает, чего хочет, не способен выразить свои чувства и не желает понимать чувства окружающих. Он нередко испытывает беспокойство, сожаление, чувство вины, холоден, замкнут, с трудом идет на контакт. У такого индивида шансы достичь успеха, по мнению Гоулмена, практически равны нулю. «IQ дает тебе работу, а ЕQ — продвижение по карьерной лестнице», — считает психолог. Развитый эмоциональный интеллект — важнейшее качество лидера, а если он развит плохо, то даже высокий показатель IQ не позволит стать хорошим управленцем. Ведь работа руководителя на 90% состоит из общения, успех которого напрямую зависит от коэффициента эмоционального интеллекта.
Гениями рождаются, лидерами становятся
То, что уровень интеллектуального развития предопределен генетически, у ученых сомнений уже давно не вызывает. Многочисленные исследования показали, что IQ — величина постоянная и с возрастом практически не меняется. То есть увеличить свой IQ в течение жизни практически невозможно, можно лишь «набить руку» на прохождении соответствующего теста.
Что касается уровня EQ, единого мнения по этому вопросу пока нет. Принято считать, что личность человека на 50% определяется генетикой, а значит, и эмоциональный интеллект имеет генетические корни. Однако установлено, что с возрастом уровень эмоционального интеллекта может возрастать. Кроме того, другие 50% личности формируются в процессе получения жизненного опыта. И эту «половинку» примерно на 40% человек создает в себе сам, убеждены ученые. А значит, EQ можно и нужно развивать.
Сегодня есть множество различных тренингов, на которых профессиональные психологи помогут всем желающим повысить уровень эмоциональной компетентности. Развитием эмоционального интеллекта занимаются как столичные, так и региональные компании. В Москве EQ-курсы ведут специалисты образовательных компаний «Бизнес-тренинг и консалтинг» (), «Сити Класс» (), «Институт бизнеса и кадровых технологий» (). В Санкт-Петербурге работает центр организационного консультирования EQuator () — он единственный в России полностью строит свою работу на концепции развития эмоционального интеллекта. Очень активны на этом поприще и многие учебные заведения дистанционного образования.
Несмотря на многообразие методик, первый шаг к развитию EQ всегда одинаков: это осознание своих эмоций, нахождение в себе так называемых «пусковых кнопок», которые «включают» негатив. «Я сам не понимаю, почему мой коллега по работе меня раздражает. Я не знаю, почему я срываю злость на своих близких», — такой внутренний монолог знаком, наверное, каждому. Однако дальше вопросов самому себе, как правило, дело не идет, и ситуация на работе или в семье продолжает усугубляться. Для того чтобы справиться с бушующими чувствами, необходимо понять их природу. Осознание механизмов, которые запускают ту или иную реакцию, дает нам в руки своеобразный «пульт управления» ими. Человек — биологический вид с самой богатой эмоциональной палитрой. Именно это делает нас личностями. И такой колоссальный ресурс просто необходимо использовать во благо, в том числе и собственному карьерному росту.
Чтобы описать, как в одной и той же ситуации могут действовать два человека с разным уровнем EQ, авторы исследования «Преимущества EQ: эмоциональная культура и ваш успех» Стивен Стайн и Говард Бук приводят случай с отменой рейса в аэропорту.
Один из пассажиров, Сэм, в ярости. Он обвиняет служащую аэропорта Салли во всех смертных грехах и обещает подать в суд на авиаперевозчика за то, что сделка, которая готовилась шесть месяцев, может сорваться, если он не прилетит вовремя. «Вы и ваша проклятая компания! — кричит он Салли. — Я никогда больше не буду летать вашими самолетами! Вы некомпетентны, я напишу на вас жалобу и прослежу, чтобы вас понизили в должности. И это не последнее, что я сделаю!»
В это же время другой пассажир, Джон, находится в не менее сложном положении. Его также ждет сверхважная встреча, которая должна состояться на следующее утро. Если он не улетит сегодня, его карьера будет разрушена. Он так же сильно раздосадован, но не кричит и не машет руками. И тем более не грубит Салли — девушке, способной стать его единственным спасением в этот день. Его поведение исследователи объясняют так: Джон знает, что он должен сохранять хладнокровие. В то время как недовольство и возбуждение большинства пассажиров нарастают, а Сэм продолжает бушевать у стойки, Джон начинает размышлять над другими, не менее скверными ситуациями, в которые ему случалось попадать. Он уже выходил из них целым и невредимым, и это его утешает и успокаивает, хотя он еще не знает, как выкрутиться из этой. Одновременно он начинает инстинктивно реагировать на тирады Сэма. «Не могу понять этого типа, — говорит он себе. — Он набрасывается на единственного человека, который может его спасти. Я понимаю, что он разозлился. Мы все разозлились. Но это не способ добиться того, что ему нужно, и мне это не подходит». И Джон принимает верное решение: он подходит к Салли, обсуждает с ней недостойное поведение Сэма и обращается с просьбой как-нибудь решить его проблему и посадить на самолет, который привезет его в нужное время в нужный город. Салли идет ему навстречу. Она предлагает рейс, который хоть и дольше, с пересадками, но в итоге все же доставляет Джона в его отель к полуночи. Сделка спасена.
«Зачем мы это рассказываем? — спрашивают авторы. — Потому что этот пример касается почти каждого компонента эмоциональной культуры, от самоанализа и эмпатии до управления своими порывами и оптимизма. Заметьте, что успех и неудача участников по существу не имеют ничего общего с IQ, рангом или положением. Приключение Джона кончается хорошо в значительной мере благодаря тому, что он удачно воспользовался умением обращаться с людьми, в то время как Сэм потерпел неудачу, потому что не обладает этим умением.»
Измерить эмоции
Вопрос, как «оцифровать» чувства человека, психологам решить пока не удалось. Все разработанные на сегодняшний день тесты экспериментальны, и единого, принятого во всем мире варианта, как, например, тест на IQ, пока не существует. Однако первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Наибольшее распространение получила методика MSCEIT (аббревиатура по первым буквам фамилий авторов: Mayer, Salovey, Caruso — и названия: Emotional Intelligent Test). С ее помощью измеряются так называемые эмоциональные навыки. Тест состоит из 141 вопроса и предлагает испытуемому идентифицировать изображенные на картинках эмоции, попытаться воспроизвести их, определить причины возникновения и предложить, как лучше использовать те или иные эмоции в процессе мышления и при взаимодействии с другими людьми. Результаты выдаются по двум областям («опытной» и «стратегической») и четырем шкалам («распознавание эмоций», «помощь мышления», «понимание эмоций» и «управление эмоциями»).
Где пройти тест?
Тест на эмоциональный интеллект можно пройти в HR-лаборатории «Гуманитарные технологии» (). В группе компаний «ТМИ» создали настоящую программу — измеритель эмоционального интеллекта (). Простые тесты можно найти в Интернете на следующих сайтах: , , .