Как найти себя на рынке труда, статья 2 // Узнаем свои карьерные интересы

Какие трудовые и карьерные роли вы больше всего хотели бы играть в своей работе? Именно на этот вопрос ориентирована эта статья и специальный тест в нашем комплексе «Профкарьера».

Как найти себя на рынке труда, статья 2 // Узнаем свои карьерные интересы

Автор: Виталий Алтухов, психолог-профконсультант ЦТР «Гуманитарные технологии»

Задавались ли вы когда-нибудь вопросами: «Что ждет меня завтра на профессиональном поприще? Можно ли заранее увидеть и спланировать свой карьерный путь?» И далее: «А как это можно сделать, на что ориентироваться?» Если такие вопросы приходили вам на ум, попробуем ответить на них по порядку, так в данной статье мы переходим к рассмотрению одного из важнейших аспектов профессионального выбора, а именно — карьерных интересов. Какие трудовые и карьерные роли вы больше всего хотели бы играть в своей работе? Именно на этот вопрос ориентирована эта статья и специальный тест в нашем комплексе «Профкарьера», ведь от ответа на него зависит удовлетворенность и развитие человека на работе.

Какие варианты карьерного развития могут ожидать вас в будущем?

Принято выделять два варианта развития, которые каждый из нас, скорее всего, и так знает, но не всегда может ясно и четко выделить для себя.

  1. Первый путь — это путь управленца, или управленческое развитие. Управленец – это человек, который отвечает в первую очередь за вверенное ему дело и деньги, начиная от небольшого отдела и заканчивая транснациональными компаниями. Организация и координирование людей и рабочих процессов, контроль и планирование, развитие новых направлений – все это находится в рамках функционала управленца. Как правило, такому человеку не нужно самому разбираться во всех тонкостях, касающихся профессиональной сферы своего направления, ему важнее найти людей, которые бы в этом разбирались.
  2. Второй путь, зачастую прямо противоположный, можно назвать профессиональным развитием, или путем специалиста . Специалист — это в первую очередь тот человек, который отвечает за качество и количество создаваемых им продуктов или услуг, начиная от воспитательной практики и заканчивая высокоточными информационными технологиями. Это — мастера своего дела. Углубленное изучения основ своей профессии, разработка и инновации, создание и реализация новых технологий, аналитическая проработка и профессиональное совершенствование — это функционал специалиста.

Естественно, что в чистом виде такие варианты практически не встречаются, но задача любого «карьеростроителя» заключается в том, что выбрать для себя — на каком из вариантов сосредоточить максимум своих усилий. Ведь и тот, и другой вариант требует развития своих особых компетенций или навыков (например, управленческие компетенции — умение работать с людьми, стратегия и планирование и т.п., а профессиональные — расширение спектра знаний и умений, качество выполнение дела и т.п.). Ну и, соответственно, учитывать требования рынка. Если еще несколько лет назад рынок «требовал» в основном менеджеров, то сейчас рынок более «заинтересован» в специалистах. Хотя потребностях в хороших управленцах актуальна до сих пор.       

Где начинать строить карьеру?

Высококлассными и востребованными специалистами и управленцами не рождаются, и даже в ВУЗе не обучаются. Для того и другого нужен опыт, и начинать как-то надо. Здесь также существует как минимум несколько вариантов:

  1. Front-office компании. Если вы стремитесь к активной деятельности, насыщенной событиями, сменой обстановки, общением и контактами – значит, должности позиции в отделах фронт – офиса какой либо компании вам могут подойти. Это работа, связанная с продажами, рекламой, PR-ом, маркетинговыми мероприятиями (выставками, конференциями), контактами с клиентами и т.п.
  2. Back-office компании. Если вы стремитесь больше к определенной и размеренной деятельности, возможности заниматься работой в достаточно комфортных условиях, заниматься обеспечением и администрированием каких-либо процессов в организации, иметь четкий график и условия работы — работа в бэк-офисе компании подходит вам в большей степени. Это могут быть аналитические, финансовые, IT и HR позиции, секретариат и делопроизводство, и т.п.

Как строить карьеру?

Итак, постарайтесь выбрать для себя, какие из перечисленных вариантов отражают ваши интересы? Совершив выбор из этих двух параметров, вам будет очевиднее, где, кем и как развиваться в своей профессиональной жизни.

Например, вас привлекает работа во front-office, и вы предпочитаете управленческий путь развития. Например, ваша профессия — филолог. Тогда вы можете начинать работу с позиций ассистента/специалиста по PR, связям с общественностью, работы с клиентами, далее расти в сторону руководителей этих отделов.

Если вам симпатичнее back-office, и ваша профессия, к примеру, связана с финансами. Также, к примеру, вам интереснее развиваться в качестве специалиста. В таком случае должности ассистента/специалиста по финансовому анализу вполне могут удовлетворить вашим профессиональным требованиям. Позже, когда вы определитесь с конкретной и интересной вам специализацией (например, аналитика в области недвижимости), вы можете развивать свою компетентность в этом направлении и становится первоклассным специалистом в своей области.

Аналогично данному алгоритму вы можете продумать и «увидеть» свой путь карьерного развития.

Другие статьи

Как найти себя на рынке труда, статья 1 // Жизненные установки и карьера
Как найти себя на рынке труда, статья 3 // Мы и наши личностные наклонности
Как найти себя на рынке труда, статья 4 // Мотивация – чего ждать от себя в работе?