Нас вытесняют
Крупнейшие корпорации мира уже давно присматриваются к ним как к идеальным сотрудникам. Они не спят и не едят, не страдают и не испытывают усталости. Они не плетут интриг и совершенно не переживают, если не поднимаются по карьерной лестнице. Активное включение роботов в корпоративную, общественную и семейную жизнь — уже отнюдь не прогнозы впечатлительных фантастов. Это свершившийся факт.

Автор: Евгения Дербенева, журнал «Гид молодого специалиста».
Если вы посетите какую-нибудь экспозицию, среди участников которой будет РЖД, вы наверняка с ними познакомитесь. Не так давно «Российские железные дороги» приобрели восемь андроидных роботов, чтобы использовать их на конференциях, презентациях и выставках. Человекоподобные машины способны на многое. Они умеют говорить и отвечать на вопросы собеседников, причем делать это правильно: расскажут только ту информацию о компании, которая будет для нее выгодной с имиджевой и маркетинговой точки зрения, никогда не пожалуются и, конечно, не нагрубят посетителям.
Что же будут делать сотрудники РЖД, раньше выполнявшие эти функции? Пока, скорее всего, присматривать за железными коллегами. А в будущем, если андроиды подтвердят свою профпригодность, людям придется учиться чему-то новому или искать другую работу.
Роботы действительно наступают, и не исключено, что одержат победу в войне за рабочее место. Во всяком случае, в некоторых областях это может произойти в самое ближайшее время. «Гид молодого специалиста» изучил современное развитие робототехники, чтобы понять, какие профессии уже сегодня лучше не выбирать, чтобы завтра не столкнуться с отсутствием предложений от работодателей. Потому что в них через несколько лет будут безраздельно царствовать машины.
Карьера военного
Один из лидеров американского рынка высоких технологий компания Lockheed Martin недавно заявила, что разработанное ею многофункциональное автономное транспортное средство MULE уже через пять лет приведет к существенному сокращению числа военнослужащих. Робот MULE не просто умеет передвигаться без вмешательства человека по сложной местности (например, пустыне), но и полностью заменяет солдата. Он выпускается в трех вариантах: Assault — легкий аппарат, комплектуемый вооружением наподобие гранатометов, пулеметов и установок для запуска противотанковых ракет, Transport — тяжелая грузоподъемная машина для снабжения и Countermine — с успехом заменяющий сапера робот. Более того, механические военные MULE устроены по модульному принципу, что позволяет легко менять их назначение и экономить тем самым людские ресурсы.
Руководство Lockheed Martin сообщило, что ее продукция поступит на вооружение армии США в 2013 году и это неизбежно приведет к сокращению числа военнослужащих.
Роботы-военные и полицейские разрабатываются также в Южной Корее. К 2020 году эта страна планирует принять на службу в армию снабженного легким оружием робота-пехотинца.
В Японии пошли еще дальше: T63 Artemis, произведенный компанией TMSUK, на один день стал главой отделения полиции в Фукуоке. Механизированный охранник способен распознавать людей, реагировать на свет, звук и даже самостоятельно пользоваться лифтом. Правда, никаких жизненно важных решений он в тот день не принимал: на ответственный пост его назначили лишь в рамках программы популяризации роботов среди полиции.
А вот детище компании Sohgo Security Services под названием Reborg-Q уже заступило на службу охранником в токийском Aqua City. На голове и плечах андроида установлены четыре видеокамеры, а встроенные датчики фиксируют утечку воды, задымление и очаги возгорания. Обнаружив нечто опасное или подозрительное, Reborg-Q подает сигнал на пункт тревоги и по беспроводной связи начинает транслировать видео со звуком с места происшествия.
Война редко обходится без жертв и ранений, и роботы готовы прийти на помощь попавшим в беду людям. Созданный американской корпорацией Vecna Technologies механический медбрат BEAR на медведя совсем не похож: он передвигается с помощью гусениц, что повышает проходимость, а туловище имеет почти человеческое. Встроенные в руки и торс гидравлические приводы рассчитаны на полезную нагрузку в 227 кг, так что BEAR вынесет
с поля боя раненого фактически любой комплекции.
Компаньоны и компаньонки
Машины овладевают и вполне мирными профессиями. В частности, сконструированный американским некоммерческим партнерством Readybot Robot Challenge робот-домохозяйка может использоваться как в семьях, так и на предприятиях общественного питания, избавляя человека от необходимости заниматься уборкой. Инженеры утверждают, что на сегодняшний день он готов выполнять до 40% обычных хозяйственных обязанностей, а после определенных усовершенствований — и все 80%. К примеру, этот андроид с легкостью соберет со стола грязную посуду, очистит ее от остатков еды и загрузит в посудомоечную машину, а затем протрет стол. Руководитель команды разработчиков Том Бенсон заявляет, что большинство деталей для робота-домохозяйки можно приобрести на рынке, а используемое программное обеспечение не такое уж сложное, поэтому техническое новшество неприхотливо и просто в обращении. Впрочем, в серийное производство его пока не запустили.
А вот официант MARU, придуманный в корейском Институте науки и технологии, вполне доступен для покупателей и даже уже трудится в некоторых кафе Сеула, привлекая иностранных туристов. Управляется он по системе беспроводной связи, передвигается куда быстрее обычных работников, а командовать десятком таких андроидов может один человек. Живые официанты уже окрестили эти кафе «недобрыми».
Роботизированным помощникам по дому начали доверять не только черную работу, но и присмотр за детьми. Twendy-One, собранный японскими учеными, в 2015 году поступит в продажу и будет владеть сразу тремя специальностями: медсестры, секретаря и няни. Робот умеет ходить, наклоняться, чтобы поднять с пола тот или иной предмет, а его «руки» оснащены манипуляторами, способными бережно обращаться с хрупкими предметами. Больному человеку он поможет встать с постели, побеседует с ним и даже приготовит ужин.
Водитель — это лишнее
Автотранспорт, перевозящий пассажиров без помощи водителя, — уже не фантазия, а реальность. В британском аэропорту Heathrow начали использовать электромобили компании ULTra, которые самостоятельно следуют по запрограммированному маршруту. Четырехместная конструкция весом 500 кг разгоняется до 40 км/ч и при этом очень маневренна: для разворота ей достаточно пространства радиусом 5 метров. Эксперты утверждают, что по уровню безопасности такой робот почти в десять раз превосходит обычный автомобиль.
Андроиды в России
Развитием робототехники в России наиболее активно занимается сегодня московское предприятие «Андроидные роботы». Именно его продукцию приобрели «Российские железные дороги» для презентационной работы. Созданные компанией механизмы серии AR-101 ростом 35 сантиметров благодаря относительно невысокой стоимости (немногим более 30 тыс. рублей) уже пользуются определенным спросом. Пока их приобретают в основном для работы на выставках или для обучения детей (робот служит своего рода наглядным пособием — ребенок сам пишет для него программу, а затем с интересом следит за ходом ее выполнения).
«Мы создаем под нужды заказчика сотрудников, которые не болеют, не страдают от смены настроения, делают тысячи одинаковых движений, не жалуясь на монотонность, — описывает преимущества механических специалистов руководитель проекта компании „Андроидные роботы“ Мария Мамыкина. — Кроме того, их не нужно переобучать. Чтобы из токаря сделать слесаря, требуются материальные, человеческие и временные ресурсы. В случае с роботом достаточно за пять-десять минут поменять программу — и он получит новую профессию. Пока нашу продукцию покупают в основном российские компании, но в 2009 году мы планируем выйти на мировой рынок».
Самым любопытным
Хотите больше узнать о будущих конкурентах — заходите на сайты разработчиков роботов. Вот лишь некоторые из них:
- www.rusandroid.ru — ЗАО «Андроидные роботы»
- www.vecna.com — компания Vecna Technologies (робот BEAR)
- www.readybot.com — партнерство Readybot Robot Challenge (робот-домохозяйка)
- www.twendyone.com — сайт робота Twendy-One
- www.atsltd.co.uk — компания ULTra (роботизированный автомобиль)