Соломка для соискателей
Знал бы где упал, соломки бы подстелил… Почему одни соискатели, не успев уволиться, сразу получают выгодные предложения о работе, а другие – ждут месяцами, посещают по несколько собеседований за день и все никак не «попадут в яблочко»? Теперь у соискателей есть отличная возможность узнать, что может помешать им занять вакансию мечты.

Знал бы где упал, соломки бы подстелил... Почему для одних поиск работы похож на рекордный забег-стометровку, а для других — на утомительный безнадежно длинный марафон? Почему одни соискатели, не успев, сразу получают выгодные предложения о работе, а другие — ждут месяцами, посещают по несколько собеседований за день и все никак не «попадут в яблочко»? Теперь у соискателей есть отличная возможность узнать, что может помешать им занять вакансию мечты.
Как известно, рекрутеры — люди привередливые, и иногда схожая тактика поведения кандидата с разными интервьюерами на собеседовании в итоге может дать совершенно разные результаты. Зато в одном специалисты по персоналу схожи — им всем в равной степени не нравятся одни и те же нюансы в поведении соискателя. Раскусить их помог американец Ф.Эндикот, бывший директор службы трудоустройства Северо-Западного университета. Проанализировав все причины отказа потенциальному работнику, мистер Эндикот расположил их в порядке значимости для работодателя. Итак, в качестве оснований для отказа в работе рекрутеры чаще всего приводят следующие причины:
- Жалкий / неподходящий внешний вид.
- Манеры «всезнайки».
- Неумение говорить: некультурная речь, слабый голос, плохая дикция.
- Отсутствие плана карьеры и четкой цели.
- Недостаток искренности и уравновешенности.
- Отсутствие интереса и энтузиазма.
- Нежелание задерживаться на работе из-за невыполненных задач.
- Зацикленность на деньгах: заинтересованность только в более высокой оплате.
- Низкая успеваемость во время учебы.
- Нежелание начать «с низов». Хочет слишком многого и сразу.
- Стремление к самооправданию, уклончивость, ссылки на неблагоприятные факторы.
- Недостаток такта.
- Недостаток зрелости.
- Недостаток вежливости.
- Презрительные отзывы о предыдущих работодателях.
- Неумение ориентироваться в обществе.
- Выраженное нежелание учиться.
- Недостаточная живость.
- Нежелание смотреть в глаза собеседнику.
- Вялое рукопожатие.
- Нерешительность.
- Бездельничанье во время отпуска.
- Неудачная семейная жизнь.
- Плохие отношения c родителями.
- Неопрятность, неаккуратность по отношению к предметам, собственному внешнему виду.
- Желание просто «пристроиться».
- Желание получить работу на некоторое время.
- Отсутствие чувства юмора.
- Мало знаний по специальности.
- Несамостоятельность.
- Отсутствие интереса к фирме или отрасли.
- Подчеркивание своих знакомств.
- Отказ от командировок или возможного переезда.
- Цинизм.
- Низкий моральный уровень.
- Лень.
- Отсутствие толерантности, сильно развитые предубеждения.
- Узость интересов.
- Неумение ценить время, например, много смотрит телевизор или играет в карты.
- Плохое ведение собственных дел.
- Отсутствие интереса к общественной жизни.
- Неспособность воспринимать критику.
- Отсутствие понимания ценности опыта.
- Радикальность идей.
- Опоздание на собеседование без уважительной причины.
- Отсутствие каких бы то ни было сведений о бывшей компании-работодателе.
- Невоспитанность (например, не благодарит собеседника за уделенное внимание).
- Отсутствие вопросов о работе к потенциальному работодателю.
- Сильно давящий психологический тип.
- Неопределенность ответов на вопросы.
Ознакомившись с вышеизложенным перечнем можно сделать единственный логичный вывод: специалисты по персоналу — люди не просто привередливые, но и оригинальные, тщательно разборчивые и весьма требовательные. Внимательный читатель уже, наверное, заметил и несколько любопытных фактов. Например, внешний вид соискателя и его плохие манеры играют большую роль, чем отсутствие необходимых навыков и знаний о специальности. Также удивительным было наблюдать среди причин отказа такие пункты, как «неудачная семейная жизнь», «бездельничанье во время отпуска» и «вялое рукопожатие». Казалось бы, такие факторы не должны влиять на объективность оценки работодателя, но, опыт показывает иначе.
О некоторых пунктах этого списка хочется рассказать подробней.
Жалкий / неподходящий внешний вид, неопрятность по отношению к предметам или собственному внешнему виду.
Как известно, первое впечатление о человеке складывается за первые 15 секунд общения. На собеседовании это правило актуально как никогда. Поэтому о своем внешнем виде лучше позаботиться заранее. Даже если вы не знаете, какой именно дресс-код принят в данной компании, классический вариант одежды вас никогда не подведет.
Манеры «всезнайки», отсутствие энтузиазма, недостаток такта, вежливости, нерешительность.
Многословие, разговор не по теме, перебивание собеседника — все это также раздражает интервьюера, как и монотонное бормотание себе под нос. Отвечать на вопросы нужно четко, лаконично и по существу. Излучайте искренность и энтузиазм — именно это хотят видеть ваши интервьюеры. Старайтесь не использовать избитые фразы «хочу очень многого достигнуть» или «постоянно стремлюсь к совершенству». Для работодателя это будет сигналом, что кандидат — всего лишь очередной выходец из толпы. Возможно, это неплохо, если вы рассчитываете на спокойное, безмятежное выполнение своих обязанностей. Однако в этом случае, можете не ожидать, что вам будут доверять серьезные проекты и ответственные задания. Ваши обязанности так же, как и ответы на собеседовании, будут «средними».
Если же все-таки вы стремитесь развиваться и хотите заявить о себе как о надежном сотруднике, заранее подготовьте неординарные ответы на наиболее часто задаваемые на собеседованиях вопросы. В этом случае вы сможете избежать неоднократного повторения «правильных» вариантов ответов. Самый простой способ — призвать на помощь свое чувство юмора. Расскажите интересную историю, связанную с вашей профессиональной деятельностью, которая сможет продемонстрировать ваши лучшие качества.
Некультурная речь, слабый голос, плохая дикция.
Если вы употребляете в своей повседневной речи жаргонные выражения, во время собеседования с рекрутером лучше от них воздержаться. Мнение интервьюера о вас складывается, в первую очередь, из вашего внешнего вида, и во вторую — вашего умения презентовать себя. К сожалению, такое поведение является одной из самых непростительных ошибок, допускаемых кандидатами на собеседовании. Несколько сгладить негативное впечатление можно, написав вашему интервьюеру письмо, подчеркнуто литературным языком, без грамматических и пунктуационных ошибок. Шанс «на прощение», конечно, мал, но зато ваша совесть будет чиста, а ваш собеседник поймет, что вы можете адекватно оценивать свое поведение.
Презрительные отзывы о предыдущих работодателях или отсутствие о них каких бы то ни было сведений.
К сожалению, для многих сотрудников тема бывших работодателей оказывается болезненной. Замалчивание ситуации на собеседовании не спасет положение — интервьюер поймет, что вы что-то скрываете. И не стоит привносить в собеседование негативные эмоции, желательно до конца сохранять позитивный настрой. Если со своей прошлой работой вы расстались не по обоюдному согласию, на собеседовании постарайтесь изобразить этот факт с наиболее выгодной для вас стороны. Например, убедите интервьюера, что конфликт с начальством носил сугубо личный, а не профессиональный характер. А при необходимости рекомендательных отзывов предложите связаться с вашими бывшими коллегами или любым из бизнес-партнеров.
Подчеркивание своих знакомств.
Для работодателя подобного рода поведение знак, что сам по себе кандидат не представляет собой ничего интересного. Лучше подумайте, как выгодно представить свои реальные знания и умения, а не знакомство с высокопоставленными лицами. Такое хвастовство заочно принижает того, кто им пользуется.
Опоздание на собеседование без уважительной причины.
Для многих рекрутеров — это непростительная ошибка, свидетельствующая об отсутствии у кандидата пунктуальности и ответственности. Если вы задерживаетесь, например, из-за ситуации на дороге, обязательно предупредите о своем опоздании. Чтобы не запутаться в номерах домов и этажах, предварительно уточните точное местоположение офиса компании-работодателя. И лучше прибыть в назначенное место за 10-15 минут, успеть «отпыхнуть» с дороги и привести себя в порядок.
Невоспитанность.
В конце интервью следует обязательно поблагодарить своего собеседника. Хорошим тоном в деловом мире считается отправка в течение двух рабочих дней после проведенного собеседования письма с благодарностью, так называемого post-interviewletter. На данный момент российский рынок труда не избалован подобного рода «изысками», поэтому у вас есть отличная возможность выделиться из общего числа соискателей.
Отсутствие вопросов о работе к потенциальному работодателю.
В этом случае, у интервьюера могут возникнуть сомнения, действительно ли вы заинтересованы в данной вакансии? Используйте собеседование не только, чтобы рассказать о себе, но и чтобы из первых уст узнать максимум информации о будущем месте работы.
Собеседование, конечно, стрессовая ситуация для многих, но этим нельзя оправдывать упущенный шанс получить достойную работу. Всем с детства знакомы фразы «Предупрежден, значит, вооружен» и «Лучше учиться на чужих ошибках» — применяйте их в жизни. Удачи!
Tom Hunt — кадровая компания по подбору, оценке персонала и HR-консалтингу. Tom Hunt — первая в России компания, которая предложила услуги для топ-менеджеров по продвижению и развитию личного бренда. Консультантами и партнерами Tom Hunt был создан ряд уникальных подходов в сфере кадрового консалтинга, подбора персонала, решений для специалистов и топ-менеджеров. Tom Hunt ориентируется на локальные рынки и иностранных производителей и при этом работает по европейским стандартам, используя самые передовые технологии и авторские разработки.