Соломка для соискателей

Знал бы где упал, соломки бы подстелил… Почему одни соискатели, не успев уволиться, сразу получают выгодные предложения о работе, а другие – ждут месяцами, посещают по несколько собеседований за день и все никак не «попадут в яблочко»? Теперь у соискателей есть отличная возможность узнать, что может помешать им занять вакансию мечты.

Соломка для соискателей
Надежда Кобина, консультант кадровой комании Tom Hunt

Знал бы где упал, соломки бы подстелил... Почему для одних поиск работы похож на рекордный забег-стометровку, а для других — на утомительный безнадежно длинный марафон? Почему одни соискатели, не успев, сразу получают выгодные предложения о работе, а другие — ждут месяцами, посещают по несколько собеседований за день и все никак не «попадут в яблочко»? Теперь у соискателей есть отличная возможность узнать, что может помешать им занять вакансию мечты.

Как известно, рекрутеры — люди привередливые, и иногда схожая тактика поведения кандидата с разными интервьюерами на собеседовании в итоге может дать совершенно разные результаты. Зато в одном специалисты по персоналу схожи — им всем в равной степени не нравятся одни и те же нюансы в поведении соискателя. Раскусить их помог американец Ф.Эндикот, бывший директор службы трудоустройства Северо-Западного университета. Проанализировав все причины отказа потенциальному работнику, мистер Эндикот расположил их в порядке значимости для работодателя. Итак, в качестве оснований для отказа в работе рекрутеры чаще всего приводят следующие причины:

  1. Жалкий / неподходящий внешний вид.
  2. Манеры «всезнайки».
  3. Неумение говорить: некультурная речь, слабый голос, плохая дикция.
  4. Отсутствие плана карьеры и четкой цели.
  5. Недостаток искренности и уравновешенности.
  6. Отсутствие интереса и энтузиазма.
  7. Нежелание задерживаться на работе из-за невыполненных задач.
  8. Зацикленность на деньгах: заинтересованность только в более высокой оплате.
  9. Низкая успеваемость во время учебы.
  10. Нежелание начать «с низов». Хочет слишком многого и сразу.
  11. Стремление к самооправданию, уклончивость, ссылки на неблагоприятные факторы.
  12. Недостаток такта.
  13. Недостаток зрелости.
  14. Недостаток вежливости.
  15. Презрительные отзывы о предыдущих работодателях.
  16. Неумение ориентироваться в обществе.
  17. Выраженное нежелание учиться.
  18. Недостаточная живость.
  19. Нежелание смотреть в глаза собеседнику.
  20. Вялое рукопожатие.
  21. Нерешительность.
  22. Бездельничанье во время отпуска.
  23. Неудачная семейная жизнь.
  24. Плохие отношения c родителями.
  25. Неопрятность, неаккуратность по отношению к предметам, собственному внешнему виду.
  26. Желание просто «пристроиться».
  27. Желание получить работу на некоторое время.
  28. Отсутствие чувства юмора.
  29. Мало знаний по специальности.
  30. Несамостоятельность.
  31. Отсутствие интереса к фирме или отрасли.
  32. Подчеркивание своих знакомств.
  33. Отказ от командировок или возможного переезда.
  34. Цинизм.
  35. Низкий моральный уровень.
  36. Лень.
  37. Отсутствие толерантности, сильно развитые предубеждения.
  38. Узость интересов.
  39. Неумение ценить время, например, много смотрит телевизор или играет в карты.
  40. Плохое ведение собственных дел.
  41. Отсутствие интереса к общественной жизни.
  42. Неспособность воспринимать критику.
  43. Отсутствие понимания ценности опыта.
  44. Радикальность идей.
  45. Опоздание на собеседование без уважительной причины.
  46. Отсутствие каких бы то ни было сведений о бывшей компании-работодателе.
  47. Невоспитанность (например, не благодарит собеседника за уделенное внимание).
  48. Отсутствие вопросов о работе к потенциальному работодателю.
  49. Сильно давящий психологический тип.
  50. Неопределенность ответов на вопросы.

Ознакомившись с вышеизложенным перечнем можно сделать единственный логичный вывод: специалисты по персоналу — люди не просто привередливые, но и оригинальные, тщательно разборчивые и весьма требовательные. Внимательный читатель уже, наверное, заметил и несколько любопытных фактов. Например, внешний вид соискателя и его плохие манеры играют большую роль, чем отсутствие необходимых навыков и знаний о специальности. Также удивительным было наблюдать среди причин отказа такие пункты, как «неудачная семейная жизнь», «бездельничанье во время отпуска» и «вялое рукопожатие». Казалось бы, такие факторы не должны влиять на объективность оценки работодателя, но, опыт показывает иначе.

О некоторых пунктах этого списка хочется рассказать подробней.

Жалкий / неподходящий внешний вид, неопрятность по отношению к предметам или собственному внешнему виду.

Как известно, первое впечатление о человеке складывается за первые 15 секунд общения. На собеседовании это правило актуально как никогда. Поэтому о своем внешнем виде лучше позаботиться заранее. Даже если вы не знаете, какой именно дресс-код принят в данной компании, классический вариант одежды вас никогда не подведет.

Манеры «всезнайки», отсутствие энтузиазма, недостаток такта, вежливости, нерешительность.

Многословие, разговор не по теме, перебивание собеседника — все это также раздражает интервьюера, как и монотонное бормотание себе под нос. Отвечать на вопросы нужно четко, лаконично и по существу. Излучайте искренность и энтузиазм — именно это хотят видеть ваши интервьюеры. Старайтесь не использовать избитые фразы «хочу очень многого достигнуть» или «постоянно стремлюсь к совершенству». Для работодателя это будет сигналом, что кандидат — всего лишь очередной выходец из толпы. Возможно, это неплохо, если вы рассчитываете на спокойное, безмятежное выполнение своих обязанностей. Однако в этом случае, можете не ожидать, что вам будут доверять серьезные проекты и ответственные задания. Ваши обязанности так же, как и ответы на собеседовании, будут «средними».

Если же все-таки вы стремитесь развиваться и хотите заявить о себе как о надежном сотруднике, заранее подготовьте неординарные ответы на наиболее часто задаваемые на собеседованиях вопросы. В этом случае вы сможете избежать неоднократного повторения «правильных» вариантов ответов. Самый простой способ — призвать на помощь свое чувство юмора. Расскажите интересную историю, связанную с вашей профессиональной деятельностью, которая сможет продемонстрировать ваши лучшие качества.

Некультурная речь, слабый голос, плохая дикция.

Если вы употребляете в своей повседневной речи жаргонные выражения, во время собеседования с рекрутером лучше от них воздержаться. Мнение интервьюера о вас складывается, в первую очередь, из вашего внешнего вида, и во вторую — вашего умения презентовать себя. К сожалению, такое поведение является одной из самых непростительных ошибок, допускаемых кандидатами на собеседовании. Несколько сгладить негативное впечатление можно, написав вашему интервьюеру письмо, подчеркнуто литературным языком, без грамматических и пунктуационных ошибок. Шанс «на прощение», конечно, мал, но зато ваша совесть будет чиста, а ваш собеседник поймет, что вы можете адекватно оценивать свое поведение.

Презрительные отзывы о предыдущих работодателях или отсутствие о них каких бы то ни было сведений.

К сожалению, для многих сотрудников тема бывших работодателей оказывается болезненной. Замалчивание ситуации на собеседовании не спасет положение — интервьюер поймет, что вы что-то скрываете. И не стоит привносить в собеседование негативные эмоции, желательно до конца сохранять позитивный настрой. Если со своей прошлой работой вы расстались не по обоюдному согласию, на собеседовании постарайтесь изобразить этот факт с наиболее выгодной для вас стороны. Например, убедите интервьюера, что конфликт с начальством носил сугубо личный, а не профессиональный характер. А при необходимости рекомендательных отзывов предложите связаться с вашими бывшими коллегами или любым из бизнес-партнеров.

Подчеркивание своих знакомств.

Для работодателя подобного рода поведение знак, что сам по себе кандидат не представляет собой ничего интересного. Лучше подумайте, как выгодно представить свои реальные знания и умения, а не знакомство с высокопоставленными лицами. Такое хвастовство заочно принижает того, кто им пользуется.

Опоздание на собеседование без уважительной причины.

Для многих рекрутеров — это непростительная ошибка, свидетельствующая об отсутствии у кандидата пунктуальности и ответственности. Если вы задерживаетесь, например, из-за ситуации на дороге, обязательно предупредите о своем опоздании. Чтобы не запутаться в номерах домов и этажах, предварительно уточните точное местоположение офиса компании-работодателя. И лучше прибыть в назначенное место за 10-15 минут, успеть «отпыхнуть» с дороги и привести себя в порядок.

Невоспитанность.

В конце интервью следует обязательно поблагодарить своего собеседника. Хорошим тоном в деловом мире считается отправка в течение двух рабочих дней после проведенного собеседования письма с благодарностью, так называемого post-interviewletter. На данный момент российский рынок труда не избалован подобного рода «изысками», поэтому у вас есть отличная возможность выделиться из общего числа соискателей.

Отсутствие вопросов о работе к потенциальному работодателю.

В этом случае, у интервьюера могут возникнуть сомнения, действительно ли вы заинтересованы в данной вакансии? Используйте собеседование не только, чтобы рассказать о себе, но и чтобы из первых уст узнать максимум информации о будущем месте работы.

Собеседование, конечно, стрессовая ситуация для многих, но этим нельзя оправдывать упущенный шанс получить достойную работу. Всем с детства знакомы фразы «Предупрежден, значит, вооружен» и «Лучше учиться на чужих ошибках» — применяйте их в жизни. Удачи!

Tom Hunt — кадровая компания по подбору, оценке персонала и HR-консалтингу. Tom Hunt — первая в России компания, которая предложила услуги для топ-менеджеров по продвижению и развитию личного бренда. Консультантами и партнерами Tom Hunt был создан ряд уникальных подходов в сфере кадрового консалтинга, подбора персонала, решений для специалистов и топ-менеджеров. Tom Hunt ориентируется на локальные рынки и иностранных производителей и при этом работает по европейским стандартам, используя самые передовые технологии и авторские разработки.