Диллер-киллер

Барри Диллера, основателя и владельца гигантской телекоммуникационной империи, часто сравнивают с хладнокровной бизнес-машиной. И есть за что. Этот человек перевернул весьГолливуд, возглавлял звездные кинокомпании, прибрал к своим рукам крупнейшие телевизионные предприятия США. Если раньше в табели о рангах ведущих деятелей американского ТВ он занимал одну из последних строчек, то сегодня журналисты называют его не иначе как «хитрейшим среди самых хитрых».

Диллер-киллер

Автор: Алексей Киличев, журнал «Гид молодого специалиста»

Я никогда не тратил жизнь в погоне за малым.
Барри Диллер

Барри Диллер всегда избегал публичности, и долгое время ему удавалось сохранять инкогнито. Но громкие сделки, в результате которых предприниматель стал владельцем таких известных компаний, как Universal TV, USA Networks и Sci Fi Channel, приковали к нему внимание общественности. Многие захотели ознакомиться с бизнес-резюме этого человека и были сильно удивлены, узнав, что Диллер — далеко не новичок в мире теле- и киноиндустрии. Высоты, на которые он успел подняться, не снились даже самым высокооплачиваемым менеджерам Америки.

Первые шаги

Родился Барри Диллер в 1942 году в Сан-Франциско, однако детство и юность провел в Лос-Анджелесе, в знаменитом районе Беверли-Хиллз. Этот факт занимает, наверное, центральное место в его биографии, потому что определил всю дальнейшую судьбу будущего магната. Диллер начинал простым курьером в фирме, занимающейся поиском молодых талантов для шоу-программ. В 24 года он стал ассистентом менеджера в телесети АВС. Амбициозный юноша подавал большие надежды, поэтому спустя три года руководство поручило ему ответственный пост — управление нью-йоркской студией Prime Time Television. Барри получил относительную свободу действий, и у него сразу появилось множество интересных идей. По его инициативе студия начала снимать небольшие, но захватывающие телесериалы. Огромная аудитория буквально не могла оторваться от экранов, желая узнать, чем закончится тот или иной сюжет.

За достижениями молодого специалиста внимательно следили конкуренты. Пытаясь переманить Диллера, они делали ему предложения, одно заманчивее другого. Победа, впрочем, осталась за Paramount Pictures. Кинокомпания не разменивалась по мелочам и пригласила Барри сразу на пост председателя совета директоров. Об этом 32-летний телевизионщик не мог и мечтать.

Свой талант новоиспеченный руководитель проявил в полной мере, сумев за короткий срок увеличить прибыль компании в четыре раза. Начиная с 1980-х годов он, помимо основной работы, занимал еще и пост президента недавно созданного телекоммуникационного конгломерата. За ним уже закрепилась слава опытного и авторитетного топменеджера.

Встреча с мэтром

Успехи Барри не мог не заметить медиамагнат Руперт Мэрдок, который в 1985 го ду купил 20th Century и Fox. Позже он объединил эти структуры, а возглавить новое предприятие предложил Диллеру. Все шло прекрасно почти восемь лет. Благодаря деловому чутью своего руководителя компания в нужный момент приобрела семь почти обанкротившихся телестудий, которые спустя некоторое время превратились в доходную корпорацию Fox Television Stations.

Кроме того, в составе концерна появилась система спутникового телевещания Fox Broadcasting. В студиях стали снимать такие популярные сериалы, как «Секретные материалы», «Симпсоны».

Собственное дело

Барри очень хорошо чувствовал веяния времени и всегда знал, в каком направлении стоит удвоить усилия, а где лучше пока отступиться. Благодаря ему вложенные в бизнес инвестиции окупились уже через четыре года.

Но долго так продолжаться не могло. Диллер осознавал собственную значимость, поэтому в один прекрасный день потребовал у Мэрдока увеличения доли в капитале концерна и большей самостоятельности. Подчиненные утверждали, что таким разъяренным Руперта они не видели никогда. Медиамагнат буквально вытолкал Барри за дверь, заявив, что здесь может быть только один хозяин.

На дворе стоял 1992 год. Диллер, накопивший к тому времени около 150 млн долларов, все чаще приходил к мысли о создании собственной компании. Однако осуществление этих планов пришлось отложить еще на три года: топ-менеджером заинтересовались хозяева кабельной империи Comcast, предложившие ему принять участие в развитии канала QVC. Барри за довольно короткий срок добился прибыльности и стал регулярно напоминать владельцам о новых приобретениях. По его мнению, расширение бизнеса позволило бы сэкономить на различных тратах и добиться лучшей рентабельности.

Главные акционеры не вняли его просьбам. И это дало окончательный импульс стремлению Диллера самому отдавать приказы и ни перед кем не отчитываться. В августе 1995 года он без посторонней помощи приобретает малоизвестную Silver Communications, к которой спустя некоторое время присоединяет USA Networks и Home Shopping Networks. У него появляется собственная империя, а с нею — и вкус к новым поглощениям и слияниям.

Впрочем, его действия никогда не были беспорядочными, а напротив, проходили по заранее определенной схеме. Например, в состав корпорации вошел крупнейший портал Lycos, который, по задумке Барри, должен был предоставлять аудитории интерактивные услуги.

Помимо этого, Диллер приобрел агентство по организации туров и круизов, а также сайт, занимающийся продажей билетов на концерты. На первый взгляд могло показаться, что они никак не вписываются в бизнес-концепцию Барри. Но этот человек быстро понял, что сфера досуга и развлечений способна принести большие деньги. Многочисленные каналы, при надлежавшие ему, начали крутить ролики с видами природы различных экзотических уголков планеты. И заинтригованные телезрители стали приобретать туры в эти места у компании Диллера. Другая компания, входящая в холдинг, обеспечивала туристов номерами в отелях по всему миру. Если выезжающим за рубеж нужно было приодеться или приобрести какие-нибудь товары в дорогу, они снова обращались в корпорацию Диллера. Кстати, этот актив (Home Shopping) приносит неплохую прибыль: обороты компании давно превышают 1,5 млрд долларов.

Целенаправленные приобретения вкупе с действенным управлением дали мощный экономический эффект. За три с половиной года Диллер превратил небольшое предприятие стоимостью 250 млн в мощный конгломерат USA/Lycos Interactive Networks с рыночной капитализацией 33,7 млрд долларов.