Уличные ловкачи
По будням они мучаются в тесных пиджаках, туго затянутых галстуках и узких туфлях — этого требуют работа и деловой стиль. Но душа просит свободы. Дотянуть бы до вечера, а там можно дать волю чувствам: костюм сменится спортивной одеждой, туфли — кроссовками. Рюкзак за плечи и бегом домой — по крышам домов, гаражей, через канавы, навстречу риску и адреналину. Этим ребятам депрессия уж точно не страшна. Многие называют их безумцами, сами же они считают себя спортсменами, увлекающимися новымэкстремальным видом спорта — паркуром.

Автор: Алексей Киличев, журнал «Гид молодого специалиста»
Паркур, как отмечают сами представители движения, — не просто спорт, а еще и особая философия. Философия движения в мире, свободном от традиционных правил и условностей, эдакий крик души, протест против общепринятых норм. «Границ нет, есть только препятствия» — гласит девиз паркуриста. Этот вид спорта еще молод, но благодаря популярным кинофильмам быстро вошел в моду. Смысл прост: за короткий промежуток времени нужно преодолеть самые разные городские объекты, будь то дом, стоящий на вашем пути, ограда или автомобиль. Паркуристы никогда не идут в обход — только прямо, через все, что «мешает» движению. Вы спросите зачем? Ну, хотя бы затем, что энергии у молодых ребят хоть отбавляй, а стоять в пробке или продираться сквозь толпу в метро совсем не хочется.
Поблагодарить за изобретение столь неординарного хобби нужно француза Дэвида Бэлля. А он, наверное, должен сказать спасибо своим отцу и деду, которые работали пожарниками. Под руководством отца Дэвид рано стал уделять внимание физическим тренировкам: он бегал, занимался акробатикой, боевыми искусствами. Все это позже нашло воплощение в паркуре (с искаженного французского это слово переводится как «полоса препятствий»). Но прежде чем возник сам паркур, Дэвид обрел единомышленника Себастьяна Фукана, вместе с которым прочесывал маленький французский городок Лисс вдоль и поперек. Если старшее поколение на бесконечные прыжки по крышам смотрело неодобрительно, то подростки искренне восхищались талантами ребят. А когда Дэвид и Себастьян начали проводить публичные тренировки, молва о героях распространилась по всей Франции. Паркур обрел вполне определенные черты, а тех, кто им увлекался, стали называть трейсерами — «людьми, прокладывающими трассу». Дэвид с друзьями организовали команду «Ямакаси», и уже в 2001 году режиссер Люк Бессон пригласил их сниматься в одноименном фильме. Сам Бэлль решил не принимать участия в этой картине, но в 2004 году сыграл главную роль в блокбастере «13-й район». Так французские трейсеры прославились на весь мир.

В Россию паркур проник благодаря Олегу Краснянскому. Произошло это почти случайно. Олег учился в МАТИ на кафедре интернет-технологий и, возможно, так никогда и не узнал бы о французском экстремальном движении, если бы на первом курсе не увлекся альпинизмом. Вместе с другом они покоряли стены здания Белорусского вокзала, Дома дружбы народов на Арбате и других объектов. Как-то в 2002 году Краснянский искал в Интернете статьи о скалолазании и неожиданно наткнулся на французский веб-ресурс, посвященный необычному хобби. Языком Олег не владел, но выложенное на сайте видео его заинтриговало. Сведений о паркуре во Всемирной сети тогда еще было мало, поэтому друзья решили в образовательных целях съездить на родину нового вида спорта. Сразу осуществить задуманное не удалось — элементарно не было денег, но будущего трейсера это лишь раззадорило. Олег устроился на работу, скопил нужное количество средств и, хотя родители были против, отправился во Францию. Там приятели встретились с основателем паркура Дэвидом Бэллем, и это знакомство еще больше подогрело их интерес. После возвращения Олег поделился информацией с парой молодежных журналов, и этого хватило, чтобы в стране возникла целая армия желающих попробовать себя во «французском беге». Во многих городах стали создаваться команды. Большинство ребят в детстве лазали по стройкам, на свой страх и риск перепрыгивали с одной крыши на другую. Теперь же появилась возможность заняться этим профессионально. Паркур действительно сильно отличается от любительского экстрима. Прежде чем выйти на улицу, трейсеры долго тренируются, отрабатывая каждый трюк, поэтому, уверяют они, шансы вернуться с «пробежки» невредимым очень высоки. Приходится учиться всему: и как безболезненно спрыгнуть с крыши, и как взобраться на отвесную стену. Некоторые не выдерживают нагрузок и уходят, но большинство добиваются неплохих результатов. По их собственным словам, это хобби дает не только удовлетворение от решения сложной задачи, но и отличное здоровье в сочетании с постоянным выбросом адреналина. Для того чтобы постичь азы искусства паркура, достаточно прийти на ближайшую тренировку трейсеров и записаться. Занятия проводятся, в частности, недалеко от станции метро «Черкизовская», на территории Российского госуниверситета физической культуры. Стоимость одного урока — 150 рублей. Впрочем, если такие групповые тренировки вас не устраивают, есть и другой способ: можно просто найти себе друга через сайт Tracers.ru. На его форуме общаются трейсеры или те, кто хочет им стать. Многие встречаются и тренируются вместе — обычно вечером или по выходным, потому что зачастую днем поклонники паркура прилежно учатся или работают.

Начинающий трейсер из Липецка Сергей Чулаков просит называть его Zmey. Говорит, что такое прозвище заслужил на тренировках, когда почти с первой попытки перемахнул через высоченную стену (логичнее было бы назвать его, скажем, Кенгуру, но у трейсеров, по всей видимости, свои мысли на этот счет). Сейчас ему 19 лет, он работает менеджером по продаже бытовой техники. «Я давно слышал о паркуре, но ничего экстраординарного в нем не видел, пока мой друг Руслан всерьез не занялся этим спортом. Он с таким восторгом рассказывал о своих успехах, что и мне стало интересно, — поделился Zmey с „Гидом“ историей своего увлечения. — Я стал ходить на тренировки, и у нас с Русланом вскоре возникла небольшая конкуренция. Иногда мы устраивали друг другу показательные шоу. Без ушибов обходилось редко. У нас в Липецке есть район, где рядом стоят старые двухэтажные дома. Однажды я взобрался по боковой лестнице на крышу дома и решил перепрыгнуть на соседнее здание. Разбежался по всем правилам, взлетел, собирался приземлиться — но провалился. И куда, как вы думаете? В квартиру, что находилась на верхнем этаже! Оказывается, дом был почти в аварийном состоянии, и я пробил крышу. Там оказалась пенсионерка, которая не сразу поняла, что происходит. По-моему, она плохо слышала, и можно было бы спокойно сбежать оттуда, но старушка меня увидела. Потащила в милицию, думала, что я ограбить ее хотел. Пришли родители, наверное, часов десять объясняли, кто я и чем занимаюсь, прежде чем меня отпустили. Теперь обхожу старые постройки стороной».

Другому трейсеру, Никите Мешкову, сейчас 20 лет, а учится он на первом курсе Московской финансово-юридической академии. После учебы студент бежит в одну из столичных дизайн-студий, где подрабатывает веб-дизайнером. Паркуром он занимается с 2006 года, однако своими успехами хвастаться не любит: «Я пока не считаю себя профессионалом, полно людей, которые могут куда больше». Как и многие молодые люди, Никита увлекся экстремальным развлечением после просмотра фильма Люка Бессона «Ямакаси». Он был до глубины души потрясен увиденным. «Захотелось научиться делать так же, я вообще люблю акробатику, Джеки Чана, а тут еще увидел их. Вот и понеслось», — вспоминает трейсер. Почти сразу он вместе с друзьями сколотил свою команду под названием Red Legs, в состав которой вошли четыре человека. Учиться паркуру они начали на улицах своего района, долго искали подходящие для занятий места. До всего приходилось доходить самим, методом проб и ошибок, а если что-то было непонятно, обращались к видеороликам из Интернета. Увы, травм избежать не удалось. «Когда только начинали тренироваться, всех тянуло на какие-то необдуманные трюки, прыжки с высот. Адреналин играл в крови, нам нравилось ощущение, что мы можем больше, чем обычный человек. Но с первыми ударами судьбы стали более осторожными», — рассказывает Никита. По признанию парня, это увлечение привносит в его жизнь некий новый смысл, развивает волю, формирует характер: «Я вообще по натуре человек ленивый, но паркур заставляет бороться с ленью, позволяет подготовиться и успешно сдать, например, экзамен».
Более того, философия движения, заключающаяся в стремлении преодолевать препятствия, помогает трейсерам и в работе, и в учебе, и в личной жизни. «Препятствия есть везде. Например, физические мы видим каждый день в городе — перила, заборы, парапеты, бордюры. Их мы можем перепрыгнуть. Так и жизненные преграды. Бросила девушка — нужно найти способ ее вернуть, проблемы в учебе — надо их решить, получил травму — быстрее восстановиться и снова продолжить тренировки», — рассуждает студент. Интересно, что совмещать паркур с работой или учебой оказывается делом несложным. По словам молодого человека, он ежедневно уделяет время своему любимому виду спорта, причем часто это делает по дороге на учебу или работу. «Это уже неотъемлемая часть моей жизни, поэтому в каких бы местах я ни работал, как бы занят ни был, паркур никогда не заброшу», — заключает он.