Особенности публичных выступлений в вузах

В один из дней, когда кто-то из моих однокурсников делал очередной доклад у доски, я заметил, что его почти никто не слушает. Разве что сидящие на первых рядах вынужденно демонстрировали свою заинтересованность, хотя их стеклянные глаза говорили об обратном. Вам, вероятно, знакома подобная ситуация. Если вы и не оказывались сами в роли докладчика, то в роли слушателя наверняка неоднократно бывали. Как увлечь аудиторию и не дать ей умереть со скуки?

Особенности публичных выступлений в вузах
Особенности публичных выступлений в вузах
Алексендр Яныхбаш, бизнес-тренер компании BEST FOR NEXT

Когда я учился в университете мне, так же как и всем, приходилось писать рефераты и делать доклады. Так же как и все, я делал ошибки и учился на своем собственном опыте, набивая по пути много шишек.

В один из дней, когда кто-то из моих однокурсников делал очередной доклад у доски, я заметил, что его почти никто не слушает. Разве что сидящие на первых рядах вынужденно демонстрировали свою заинтересованность, хотя их стеклянные глаза говорили об обратном. Я оглядел всю аудиторию и увидел, что большинство студентов занимается совершенно посторонними делами: кто-то играет на мобильном телефоне, кто-то тихо переговаривается с соседом по парте, кто-то читает журнал, кто-то переписывает пропущенные лекции. Казалось, даже преподаватель был погружен в состояние легкой дремы, т.к. не подавал никаких признаков слушания в виде поддакивания и кивков головой в «правильных местах» доклада. Да и сам оратор не выражал энтузиазма по отношению к своему выступлению. Я попытался поставить себя на его место. Какая бы картина передо мной предстала? Я увидел бы, что то, о чем рассказываю, то, над чем трудился и ради чего все выходные провел дома, никому не интересно. То есть группа совершенно не обращает внимание на выступающего. Вам, вероятно, знакома подобная ситуация. Если вы и не оказывались сами в роли докладчика, то в роли слушателя наверняка неоднократно бывали.

Не дать умереть со скуки

Скука — одна из главных характеристик, присущих публичным выступлениям, которые нам приходится видеть во время учебы в вузе или колледже. Материал может представлять интерес для нас, однако неумение его преподнести может свести к нулю все наши попытки понять и запомнить что-либо.

В студенческие годы мы научились искать информацию, отбирать нужное, выстраивать свои мысли в нужной последовательности. Безусловно, это пригодится каждому в будущем. Но представлять свои мысли перед аудиторией наших студентов не учат. Зачастую просто нет модели для подражания (вспомните хотя бы научные конференции), поэтому хорошие презентации там становятся редкостью. А без этого навыка трудно будет продвинуть свой проект в массы, убедить окружающих в своей правоте, продать свои товары, услуги, свое имя. Остается надежда на тренинги публичных выступлений, пройдя которые ребята могут познакомиться с «фишками» для проведения презентаций, попробовать свои силы и получить грамотную обратную связь от профессионалов.

Почему же докладчиков бывает невыносимо скучно слушать? Дело в том, что многие допускают одну очень распространенную ошибку: они читают по бумажке. Человек выходит с пачкой листов и уже не может оторваться от них. Мы опускаем глаза автоматически, как только знаем, что в руках находится надежная страховка в виде написанного текста. Умение сохранять зрительный контакт во время выступления — одно из важнейших правил, которое нужно соблюдать, если хотите, чтобы вас слушали.

Бывает так, что презентатор выбирает какой-то объект в зале и весь рассказ посвящает ему. Это может быть ваза на подоконнике, часы на противоположной стене, узор на полу. Что угодно, но не люди, сидящие зале. Когда выступающий на сцене человек не смотрит на нас и нашу реакцию, у нас складывается ощущение, что мы ему безразличны. Если он отпускает процесс, значит, и мы можем заниматься чем-то другим.

Скука может возникнуть и по причине неумения спикера владеть голосом. Голос — это инструмент нашей публичной речи. Если мы говорим слишком тихо, то слушатели вынуждены прикладывать усилия для того, чтобы нас расслышать. Через некоторое время у них наступает утомление, поэтому они «уходят в себя». То же касается и темпа речи и тембра. Если мы говорим монотонно, то в нашем докладе не хватает красок и эмоций, которые могли бы вызвать прилив внимания к нам. Более того, монотонное чтение текста говорит о нашей собственной незаинтересованности в теме и выдает нас.

Чтобы вашей публике не было скучно, используйте следующие приемы:

  • готовьте краткие шпаргалки с тезисами и самым необходимым для вашего доклада (цитаты, даты, формулы, фамилии);
  • не читайте по бумажке;
  • смотрите в глаза людям, которые пришли вас послушать, соблюдайте зрительный контакт со всем залом, а не только с определенной его частью;
  • говорите громче и добавляйте эмоций; не торопитесь говорить.

Выступление «не цепляет»

Часто случается, что докладчик слишком формально подходит к своему выступлению. Это начинает проявляться во всем: от содержания до поведения на сцене.

В содержании это проявляется в том, что выступление переполнено информацией, сложными формулами или историческими выкладками. За желанием как можно полнее осветить тему презентации сама суть вопроса остается нераскрытой. Зачастую следствием этой перенасыщенности является то, что спикеры не укладываются в отведенное им время.

На сцене выступающие ведут себя словно роботы: они не могут сделать шаг и отойти от трибуны или стола, из-за которого делают доклад, их жесты неуклюжи, держатся неестественно и зажато.

Студентам и аспирантам часто не хватает умения интересно подать материал, вовлечь аудиторию в процесс своего выступления. Это связано с тем, что молодые ораторы целью доклада ставят получение галочки для более успешной сдачи экзамена, а вовсе не представление своих наработок по теме.

Когда мне доводилось делать доклады у доски, мне было неприятно видеть пустые взгляды одногруппников. Поэтому я старался даже в такое формальное выступление привнести немного разнообразия и позитива. Я понял, что можно не бояться вставлять комментарии от своего лица, давать оценки описываемым событиям или фактам. Более того: это только повышало мою репутацию в глазах преподавателей. Вовлекать в выступление слушателей также оказалось довольно легко, если вести диалог с ними и использовать, например, такие фразы: «Многие из вас, наверное, слышали...», «Как вы думаете, мог ли N поступить иначе? Нет, у него не оставалось другого выбора, кроме...», «Вы хотите спросить, почему X сделал такие выводы? Я отвечу вам следующими строками из стихотворения...» Это разбавляло формальность, расслабляло аудиторию и настраивало всех на дальнейшее восприятие информации.

Для того чтобы вовлечь аудиторию в выступление следует начать с проблематизации темы: покажите, почему она актуальна, чем она зацепила лично вас, что в ней может быть полезного для слушателей и зачем они должны ее слушать. Приводите личные примеры, связывайте их с темой и беседуйте с людьми, а не просто отчитывайтесь.

«Смотрите, как я умею!»

Еще одна типичная ошибка выступающих заключается, по всей видимости, в желании произвести впечатление своими слайдовыми презентациями. Иногда кажется, что оценка за доклад напрямую зависит от знания программы PowerPoint, и спикер своими слайдами хочет показать всем, как он умеет работать в этой программе.

Не раз приходилось наблюдать перегруженные информацией слайды. Не раз приходилось наблюдать некачественные фотографии или картинки (очень маленькие или с низким разрешением). Часто можно видеть просто неудачно подобранные иллюстрации. Часто бывают проблемы с оформлением самого текста: или он слишком мелкий, или выбран неподходящий цвет (например, голубой на синем фоне), или все набрано заглавными буквами, или везде использован курсив, или нечитаемые с расстояния заголовки в WordArt. Разумеется, нельзя забыть эксперименты с анимацией.

Бесспорно, использование некоторых функций PowerPoint позволяет разнообразить презентацию и сделать восприятие более эффективным. Особенно это касается использования образов, которые делают слайды более эмоциональными и запоминающимися. Однако не стоит использовать функции по максимуму, т.к. ваша презентация превращается в пестрящее шоу. Перебор с анимацией, яркие шрифты и не к месту вставленные картинки начинают раздражать зрителей и отвлекать от сути происходящего.

Ваша слайдовая презентация — это лишь вспомогательный инструмент для донесения информации. Поэтому использовать его нужно дозировано, а не выставлять на первый план.

Вот некоторые рекомендации по оформлению слайдов:

  • используйте крупный размер шрифта, чтобы сидящим на задних рядах было комфортно читать текст;
  • не перегружайте слайды информацией, пишите кратко, а не копируйте части текста целиком;
  • используйте мягкие, спокойные цвета для текста и фона;
  • тщательно подбирайте образы для визуализации своих мыслей, от них зависит производимый на аудиторию эффект;
  • заголовки должны быть сформулированы кратко, четко отражать содержание слайда;
  • используйте самую простую анимацию (например, «выцветание») и только в самых необходимых местах презентации;
  • не читайте со слайдов, говорите своими словами, подготовьте переходы между слайдами и отрепетируйте их.

Конечно, следование этим рекомендациям не сделает сразу ваши выступления безупречными. Однако знание типичных ошибок и того, как их избежать позволит выделиться на фоне остальных и получить несколько выигрышных очков. Учеба — это хорошее пространство для практики, поэтому с каждой новой презентацией будет пропадать неуверенность, «ляпы» и загвоздки, вы будете чувствовать себя спокойнее, и навыки проведения презентаций будут только улучшаться. Успехов!

BEST FOR NEXT занимается развитием лидерских и коммуникативных качеств среди молодежи. В рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы, индивидуальное и корпоративное обучение, бизнес-лагерь.