Как найти себя на рынке труда, статья 3 // Мы и наши личностные наклонности
Почему не стоит заниматься тем, в чем вы не чувствуете себя «как рыба в воде», и что может помочь найти для себя свой «океан».

Автор: Виталий Алтухов, психолог-профконсультант ЦТР «Гуманитарные технологии»
С древних времен людей интересовал вопрос: Почему люди разные, и какие люди бывают? Объяснения давались, и будут даваться совершенно различного толка. Например, еще греками было предложено объяснять различия между людьми через «типы» (всем известные холерики, меланхолики, сангвиники и флегматики). Гораздо позже появилось представление о «личностных чертах» как некоторых устойчивых качествах человека, по которым его можно отличить или сравнить с другим человеком. Например, такая «черта», как общительность, позволяет нам назвать одного человека общительным, а другого необщительным, и предположить, что с первым мы сможем говорить несколько часов к ряду, не умолкая, а со вторым лишь изредка можно будет обмениваться репликами, а говорить придется в основном самому. Конечно, это слегка утрированный пример, но он наглядно показывает, как работает классификация в психологии. В процессе развития психологической науки были выделены «универсальные» черты личности (к примеру, активность, организованность, доброжелательность и т.п.), которые проявляются в различных культурах и характерны для различных народов и национальностей.
В середине 20 века К.Г. Юнгом была предложена типология, которая классифицировала всех людей на 8 основных типов личности. Позднее она было переработана многими школами, и сейчас существует концепция 16 типов личности, которая основана на 4 глобальных чертах личности. На основании этой типологии мы построили тест, который используем для диагностики личностных качеств и потенциала личности в карьерном консультировании по комплексу «Профкарьера». В целом данное тестирование помогает ответить на вопросы:
- насколько человек активен, общителен и открыт к контактам с окружающим миром (экстраверсия), или больше склонен к замкнутости, сосредоточенности, направлен на себя (интроверсия);
- насколько человек эмоционален, ориентируется на отношения, тревожен (чувственный тип личности), или больше аналитичен, собран, эмоционально стабилен, ориентируется на рассудок и логику (мыслительный тип личности);
- насколько человек прагматичен, конкретен, ориентируется на непосредственно происходящее (ощущающий тип личности), или больше абстрактен, склонен к фантазиям и живет в мире идей (интуитивный тип личности);
- насколько человек импульсивен, несобран, живет по обстоятельствам и любит неопределенность (импровизация), или организован, любит жить по плану и все заранее рассчитывать (планомерность);
Также тест позволяет посмотреть ролевую позицию человека – уступчивость (тенденции соблюдать мягкую позицию в общении, быть ведомым) или доминантность (тенденции отстаивать свою права и интересы, быть ведущим).
Диагностика всех этих качеств и их сочетаний позволяет составить личностный портрет человека, выделить его ведущие тенденции, составить типаж личности и описать круг возможных вариантов профессионального развития в том числе.
Но, возвращаясь к чертам и типологии, можно задаться вопросом: а для чего вообще необходимо классифицировать людей, и где эти классификации можно применить? И ответ на этот вопрос приходил постепенно, с запросами практики. Вот, например, как понять, сможет ли данный человек работать про профессии журналиста-корреспондента? А самое главное, будет ли ему комфортен такой род деятельности, насыщенный общением, встречами, разъездами? И в ответе на этот вопрос не последнюю роль играет фактор личности. Если человек обладает необходимой структурой личности: общительностью, активностью, гибкостью — то ему эта деятельность будет по плечу. А представим себе человека, не склонного к общению, малоподвижного и с трудом приспосабливающегося к постоянной смене обстановке, при том очень организованного и методичного, проверяющего все по семь раз – наверное, он с трудом сможет гоняться за последними сенсациями. Он сможет работать в журналистике, но в отделах редакции ему будет гораздо более «по себе».
Так какие выводы мы можем сделать из вышесказанного:
- Все мы обладаем своими личностными наклонностями, которые отличают нас от других людей, и в то же время делают похожими на тех, кто обладает аналогичными чертами (так и создаются типы).
- Наши наклонности позволяют нам реализовываться в одних сферах деятельности, и являются препятствиями (преодолимыми, но не без труда) для реализации в других сферах. Соответственно, знание своих наклонностей позволяет более четко определить и то, чем следует заниматься нам профессионально, где нужно компенсировать свои пробелы и развивать достоинства.
Личность — это явление многогранное и разностороннее, и здесь мы коснулись лишь небольшой части всего многообразия. Пожалуй, основное, что хотелось показать данной статьей, что не стоит заниматься тем, в чем вы не чувствуете себя «как рыба в воде» и что может помочь найти для себя свой «океан».
Другие статьи
Как найти себя на рынке труда, статья 1 // Жизненные установки и карьера
Как найти себя на рынке труда, статья 2 // Узнаем свои карьерные интересы
Как найти себя на рынке труда, статья 4 // Мотивация – чего ждать от себя в работе?