Труба на $1,65 млрд

Эта «труба» повидала многое: и личное видео знаменитостей, и ролики, разоблачающие представителей власти, и записи семейных ужинов самых обычных людей. Уникальный и невероятно популярный сайт YouTube прославил своих создателей – группу молодых людей – и обеспечил им место на обложках самых популярных и авторитетных журналов. Их имена: Чед Хёрли, Стив Чен и Джавед Карим. Чед – самый известный из этой троицы: именно он всегда отвечал на вопросы журналистов, объясняя, почему их изобретение стоит 1,65 млрд долларов.

Труба на $1,65 млрд

Автор: Андрей Преснов

Простое решение

По легенде, идея создания ресурса появилась в 2005 году, когда Чед не смог переслать своему другу Стиву видеоролик с вечеринки, снятый на телефон. Как решить проблему? Ребята придумали самое простое решение: запустить сайт, зайдя на который каждый желающий мог бы смотреть закачанное другими видео.

Труба на $1,65 млрд

По словам Чеда Хёрли, работа над его созданием заняла около двух недель. Ребята собирались вместе, обсуждали структуру ресурса, его функции и возможности и сразу, «не отходя от кассы», воплощали свои идеи в виртуальной реальности. У них был опыт в этом деле – они познакомились, работая в PayPal, компании, которая занимается электронными платежами и самым тесным образом связана с Интернетом. Сначала разработчиков было трое: Чед Хёрли, Стив Чен и Джавед Карим, но последний вскоре покинул команду, чтобы продолжить учебу в Стэнфордском университете. Чед придумал название, логотип, интерфейс и дизайн сайта, а его партнеры-программисты воплощали в жизнь идеи, которые он рисовал на доске. Главной заслугой ребят стало то, что они значительно упростили процесс просмотра видео. Они пришли к мысли о необходимости перекодировки роликов, загруженных на сервер, в понятный всем формат. В те времена просматривать видео через Интернет можно было, используя одну из трех программ: Windows Media, RealMedia или QuickTime, у каждой из них был свой код. Хёрли, Чен и Карим привели все к единообразию, в их ресурсе для просмотра видео достаточно было плеера Macromedia Flash. Он изначально установлен на большинстве компьютеров и позволяет смотреть видео через обычный браузер. Помимо этого, благодаря YouTube стало возможным не пересылать файл целиком каждому адресату. Сегодня достаточно отправить ссылку на ролик, и его увидят десятки людей. Согласитесь, этот вариант гораздо быстрее, удобнее и надежнее. Кроме того, созданная ими система очень легко встраивалась в любую интернет-страницу, что позволило миллионам блогеров по всему миру мгновенно пополнить свои странички видеофайлами.

Инвестиции

Сначала проект создавался за счет частных лиц: в него вкладывали деньги сами ребята, потом их друзья, родственники, а также многочисленные сетевые доброхоты. Но эти средства недолго покрывали расходы на сайт. Он быстро превратился в глобальное хранилище видеороликов, а блогеры стали все чаще использовать его в своей ежедневной работе. Забегая вперед, скажем, что к середине 2006 года YouTube вошел в десятку популярнейших сайтов и каждый день пополнялся 65 тысячами новых роликов. Эти показатели омрачались одним неприятным обстоятельством – за хранение и передачу всех этих клипов Чед и Стив вынуждены были платить из собственного кармана. Поэтому чем больше пользователей посещали сайт, тем обременительнее становилось его содержание.

Труба на $1,65 млрд

В ноябре 2005 года они прибегли к внешней финансовой помощи. Их проект получил поддержку со стороны венчурного фонда Sequoia Capital. Основанный в 1972 году, этот фонд в свое время финансировал Cisco Systems, Oracle и Apple, Google, Yahoo!, PayPal, Electronic Arts. YouTube встал в один ряд с этими зубрами компьютерных технологий. По данным зарубежных СМИ, фонд Sequoia Capital потратил на него в общей сложности около 11 млн долларов. В то же время Чед начал всерьез задумываться о размещении рекламы на сайте, но долго откладывал это решение. Както раз на YouTube появилась небольшая текстовая рекламка. Забавно, но Чед в шутливой форме тут же извинился перед пользователями: якобы ему срочно понадобились наличные на починку водопроводного крана в офисе. Позже на YouTube были запущены коммерческие проекты, но вместо надоедливых баннеров Чед с партнерами предложил пользователям смотреть ненавязчивые и веселые рекламные ролики. Потом на сайте появились специальные брендированные каналы. На одном из них, к примеру, крутили ролики с участием Пэрис Хилтон, которая таким образом продвигала свой музыкальный альбом, выпущенный компанией Warner Bros. В общем, YouTube оказался идеальной платформой для промоакций. Во многом благодаря этому спустя полтора года после создания ресурса им заинтересовался Google, приобретший YouTube за 1,65 млрд долларов.

Новая эпоха

Несмотря на смену собственника, создатели YouTube Чед Хёрли и Стив Чен остались у руля и занимают сегодня должности исполнительного директора и директора по технологиям соответственно. Чед уверяет, что у них прекрасные отношения с Google. По его признанию, YouTube рос очень быстро, партнерам нравилось работать над этим проектом, но постепенно его потенциал перерос их возможности. Чтобы придать развитию YouTube новый импульс, Чед и Стив решились на продажу ресурса. Теперь Google делает рекламу для сайта, а ребята отвечают за видеоконтент. Такое разделение обязанностей позволило им эффективнее вести дела. Чед считает, что они не смогли бы выжить в одиночку. К слову, продажа YouTube была одной из самых крупных сделок в интернетистории и самым дорогим приобретением Google. Возможности проекта в тот момент были понятны далеко не всем. Пресса и аналитики обвиняли Google в неосторожных покупках, предрекая интернет-поисковику крупные убытки, поскольку считали YouTube некоммерческим проектом, не способным принести прибыль. Пока столь мрачные прогнозы себя не оправдывают: доходы Google по-прежнему растут (так, по итогам II квартала 2008 года они увеличилась на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Чед активно занимается продвижением своего детища и налаживает работу региональных отделений. К слову, в ноябре 2007 года был запущен российский филиал YouTube. А открыл его молодой музыкант Петр Налич, который тоже прославился благодаря Интернету, запустив в сеть свой клип «Гитар, гитар, гитар...» Весьма символичный шаг.